dneprovskij: (поздравительно-приветственная)
[personal profile] dneprovskij
"...Водка - напиток быдла,
Хлещет её скотина!
Помни, что ты - Элита:
Пей лишь французские вина!..."

(с) И. Н. Тырнетъ.


Едва Михал Сергеич Горбачёв провозгласил свою "перестройку", как у тогдашних совецких людей прибавилось и развлечений, и головной боли. Головной боли прибавилось потому, что опохмеляться с утра стало решительно нечем: ведь вместе с "перестройкой" по всей стране началась "антиалкогольная кампания", породившая немало анекдотов, злобно-весёлых стихотворений и самых диких рецептов приготовления пойла из подручных материалов, включая медицинский клей БФ и тормозную жидкость. А развлечения были, в основном, по телевизору: сначала вся страна этого самого Михалсергеича слушала - он нёс какую-то ахинею про "новое мЫшление", "нАчать-углУбить и кончить" - хоть и ахинею нёс, зато не по бумажке, а "живьём" (те, кто помнит заводного Брежнева, подтвердят: тогда это было ещё в диковинку). Когда же с Михалсергеичем уже немного пообвыклись и он стал надоедать, появились всякие новые телепередачи - и, среди прочих телепередач, в моду вошли "телемосты" - в основном, между совецкой Империей Зла и Пиндостанскими Соединёнными Штатами. Помните, наверное, крылатую фразу о том, что "в сы-сы-сэр секса нет"? - так вот: эту самую фразу и выдала во время одного из таких "телевизионных мостов" одна наша с вами дорогая зоотечественница: американские зрители поинтересовались, как там, в "союзе нерушимом", обстоит с этим делом - а зоотечественница возьми, да и рубани с плеча: нету, мол, в нашем Союзе никакого такого секса! И, если судить по её внешности, не соврала ведь бабонька...

На фото: Иркутский журналист Борис НОВГОРОДОВ -
собиратель лучшей в Восточной Сибири коллекции полных водочных бутылок.
Ладно, мы не про секс - мы про водку. Но сначала - не про секс и не про водку, а про телемосты тогдашние. Вели их хорошо известный всем вам, господа, Владимир Позднер - с этих-то телемостов и началась его всенародная популярность - и совершенно забытый вами же, господа, американский тележурналист Фил Донахью. Эта "сладкая парочка" - Познер и Донахью - тогда воспринималась именно так, как этакая "сладкая парочка", и оба журналиста в сознании совецкого обывателя существовали именно в виде этаких "сиамских близнецов": один без другого не воспринимался. Они даже однажды устроили совместный вояж по ихней американской Империи Добра и по нашей здешней Империи Зла - и я помню даже, как мы, студенты первого курса факультета журналистики Иркутского Университета, однажды выкарабкались, грязные и весёлые, из кустов, росших на склонах горы Черского в посёлке Листвянка - и тут же, на смотровой площадке, наткнулись на эту "сладкую парочку" - Познера и Донахью - которые любовались оттуда видами осеннего Байкала.

-** твою мать! - заорал в восторге Кэпс, - ** твою мать! Да это же сам Владимир Познер!

- И Фил Донахью вместе с ним! - не менее восторженно проорал Гарик, выбираясь из кустов, - П****ц просто!...

- Ах*еть!... - в восторге прошептали едва поспевавшие следом девчонки, уже вознамерившиеся взять у телезвёзд и без-пяти-минут-коллег афтографы - вот как только вылезут из кустов, так сразу же подбегут и возьмут! - но Познер и Донахью не оценили восторгов моих однокурсников, и быстренько-быстренько засеменили по серпентайну вниз, вниз, под защиту охранников номенклатурного санатория "Байкал".


Ну, и с чего ради я про этих персонажей вспомнил, если речь у нас, всё же, про водку? Я ведь с ними и не пил ни разу - вот с Кэпсом и с Гариком - да, пил, а с Познером и Донахью - ни разу не пил, да и желания не испытываю... Чего ж я про них заговорил тогда, спрашивается? Да всё из-за телемостов этих, которые они вели. Это шоу в конце 80-х годов прошлого века было настолько популярным среди ширнармасс, что даже нашло своё отражение в устном народном творчестве. Вот вам, господа, такой анекдот из тех времён: идёт, значит, телемост между совецкими и американскими собаками - и спрашивает какой-то зажравшийся американский кокер-спаниель беспородного совецкого Тузика, как ему, Тузику, живётся в эпоху "перестройки"?

- Хорошо живётся! - отвечает беспородный совецкий Тузик, - свобода теперь у нас: намордник сняли - так, лаю, на кого хочу, и даже иногда кусаю! Цепь мне родные Партия и Правительство сделали в три раза длиннее - раньше хватало только, чтобы до угла бани добежать, а сейчас могу бегать аж до самого сортира! Одно слово - свобода!... Правда, - здесь Тузик стал серьёзен, - не обходится и без некоторых недороботок и пережитков: как раньше в миску мне кидали голые кости, да помои лили, так до сих пор голые же кости кидают и помои же льют. И то - не всегда...

Вы, господа, когда-нибудь спускали с цепи кобеля, который всю жизнь сидит возле своей будки, и бегает исключительно по проволоке? Если спускали, то знаете, что в первое мгновение пёс ещё не верет своему счастью - а потом пулей несётся за ворота, и уже через несколько секунд оттуда, из-за ворот, слышен его весёлый лай; слышно, как он уже успел напугать соседских сопливых детишек, затеять драку с уличными псами, погнаться тза беспризорным котом, атаковать милиционера, почтальона, ещё кого-нибудь... Пёс будет носиться весь день, как угорелый, как сумасшедший, он будет хулиганить, совершать всевозможные собачьи правонарушения и глупости, будет дурить, насколько хватит его собачьего умишка - и не факт, что вечером, надурившись за целый день, вернётся во двор, к своей будке, миске и цепочке... Так вот: в 1991-м году, как только совецкий социалистический Совок рухнул, всё его население стало вести себя примерно так, как ведёт себя такой вот Тузик, который всю жизнь просидел на цепи - и вот, наконец, эту цепь с него сняли.

Что такое "свобода по-расейски", об этом ещё господин Достоевский, помнится, написал: "мол, ежели Б-га нет, то значит, всё позволено, и коль аз есмь не тварь дрожащая, то стал-быть, право имею всякому, кто мне не пондравится, промежь глаз топором зафинтилить!" Финтилить, правда, уже потом начали - а сначала к "запретным плодам" потянулись, к выпивке и к "клубничке" - всей страной. И сразу же, естественным образом, разделились на две неравные категории - на тех, кто эти "запретные плоды" предоставлял - и на тех, кто их потреблял. Первые, понятное дело, были в меньшинстве: ведь для того, чтобы что-то производить и продавать, нужны, по крайней мере, мозги - а с этим делом у подавляющего большинства населения враз почившей Совдепии были проблемы. Зато, потребление не предусматривало наличия мозгов - и, таким естественным образом, примерно 9/10 населения "самой читающей в мире нации" оказались в рядах тех, кто принялся потреблять, не задумываясь особо о последствиях.

Три часа ночи. Жена открывает дверь квартиры, под которой уже минут десять скребётся муж.

Жена: - Ты где шлялся, засранец?

Муж: - В ш-ш... в ш-шахматы ик! - играл...

Жена: - А почему же от тебя, чудила, водкой за версту разит?!...

Муж: - А ч-что, п-по твоему, от м-меня ш-шахмавтами должно з-за версту р-разить?!!...


Нет, господа, честное слово, так, как в России пили в девяностые годы прошлого века, здесь не пили никогда прежде за всю историю этой несчастной и нелепой страны! Б-га нет - и значит, всё позволено! Парткома нет, руководящей и направляющей роли партии нет, товарищеских судов нет - и значит, всё позволено! Тварь ли я дрожащая - или уже опохмелившаяся и переставшая дрожать тварь?! Право имею! Ты кто такой?! Пошёл нахуй! Вздрогнем!...

Пили все. Вернее, так скажем: пили - ВСЕ. Начальство и пролетариат, криминальный элемент и милиционеры в своих РОВД (я как-нибудь отдельно расскажу об этом), пили почуявшие вкус "шальных денег" кооператоры и прочие "новые русские" - и пили попавшие под сокращение и оставшиеся без работы работяги. "Челноки", гонявшие за товаром в Китай, Турцию и Польшу, пили, начиная с самого момента пересечения границы; школьные учительницы пили не только в День Учительницы, но и во всякий день, когда душа жаждала Дня Учительницы и Ночи С Физруком... Мои коллеги-журналисты целыми днями носились с высунутыми языками по всяким депутатским сессиям и слушаниям, митингам и прочим интересным событиям - а вечерами снимали напряжение в барах всяких творческих союзов либо кофейком и коньячком (кто побогаче), либо водочкой под квашеную капусточку (кто попроще).

На кухнях пили интеллигенты-диссиденты, всякие вечные МНСы, физики-лирики: они разочаровались в "реформах", проклинали "перекрасившихся партократов", сохранивших власть в своих руках - и пили, пили, пили... А на других кухнях пили ветераны ВОХРы и ГУЛАГа, профессиональные стукачи и идейные комунисты-сталинцы: они проклинали "проклятых дерьмократов", которые "та-акую страну просрали!"; они допивались до зелёных чертей, взывали к духам Сталина, Берии, Маленкова и Кагановича - и те, наверное, даже являлись к ним...

И разные тогдашние неформалы тоже пили: ведь, кто такие были эти неформалы начала 90-х? - на 90% они были теми же совками, которые, в силу своего ограниченного умственного развития, не могли вписаться в социум и занять в нём подабающее место - вот и винили во всём окружающую действительность, дав сложившийся миропорядок, в котором им не находилось место. "Вот когда мы возьмём власть и построим бесклассовое общество/установим национальную диктатуру/вернёмся к первоначальным ленинским нормам/выгоним всех жидов/создадим подлинно-демократическое государство/изберём нового царя на земском соборе/упраздним государство и будем жить по заветам Бакунина и Кропоткина/перевешаем всех коммуняк/добьёмся отмены ст. 121 УК РСФСР - вот тогда-то мы заживём! А сейчас - давайте выпьем водки!" - говорили друг другу тогдашние неформалы - и тоже пили...

Пили те, у кого деньги были - ибо, почему же не пить, если у тебя есть деньги? - и пили те, у кого денег вечно не было - ибо алкогольное разнообразие было таковым, что выпивка находилась на любой кошелёк. А если совсем уж не было денег, то уносили что-нибудь из дома, продавали, а полученные деньги пропивали. Ведь , как известно, пьяница сперва пропивает совесть, и только потом - последние штаны.

Когда я смотрю на современную молодёжь, господа, то я невооружённым глазом вижу, как и чем развлекались их родители лет двадцать - двадцать пять - тридцать назад. К примеру, если я вижу перед собою микро- или гидроцефала, то я уже знаю, что это - "продукт" поздне-горбочёвской "всесоюзной антиалкогольной кампании": именно в те времена в моду вошёл самопальный алкоголь, который добывался из аптечного клея БФ-6 и тормозной жидкости. А весёлого и позитивного дурачка "сделали", явно смешав какое-нибудь дешёвое "немецкое" пиво с такой же "немецкой" подозрительной водкой Rasputin - и вот теперь жизнерадостный дурачок ходит, и подмигивает... А этого угрюмого подростка, вне всякого сомнения, делали в студенческой общаге, в той самой комнате, где из литровой бутылки спирта Royal добывали целых пять! бутылок водки, которые тут же выпивались на троих...

Мне кажется, в те времена в России не пила только одна социальная группа - кагебешники. Вот они, скорее всего, не пили, а вынашивали в своих холодных головах хитроумные планы, как бы прибрать всё, что ещё не пропито остальными, к своим чистым ручонкам... Впрочем, и здесь были исключения: помню, как однажды, холодной и дождливой осенью 1992 года мы с моей тогдашней подругой возвращались откуда-то по темноте, и в одном тёмном дворе запнулись о некое бесчувственное тело... Когда мы об него запнулись, тело громко хрюкнуло - и мы поняли, что это не труп. Подруга моя была особой не просто сердобольной, но даже слишком сердобольной - и она тут же решила, что мы должны не просто поднять это тело с земли, но выяснить, где оно, это тело, проживает - и непременно доставить его, тело, в дом, в семью... Мы стали поднимать это тело, попутно стараясь выяснить, куда его нам теперь девать - но тело лишь хрюкало и булькало. И тогда мы решили пойти на не очень этичный с точки зрения закона, но единственный логичный шаг: посмотреть, не завалялся ли во внутреннем кармане надетого на тело пиджака паспорт, в котором должны содержаться сведения о прописке. И вот, вместе с паспортом мы извлекли из внутреннего кармана этого тела служебное удостоверение... и узнали, что поднятое нами в ночи тело - не просто тело, но целый гебешный полковник! Жаль, что мы жили тогда не в Санкт-Петербурге, и поблизости не было никакого канала - пришлось просто завести тело в какой-то ближайший подъезд, и оставить отсыпаться под чьим-то порогом. Вот так вот и бывает: вместо того, чтобы сделать по-настоящему Доброе Дело, ты идёшь на поводу собственного ложного гуманизма, выуживаешь из лужи пьяного в хлам чекиста, и уводишь его в ближайший сухой подъезд... Ну, да и чёрт с ним.

Я вам сегодня покажу, господа, свою коллекцию удивительнейших артефактов прошлого - водочных этикеток самого конца 1980-х и первой половины 1990-х годов. Именно это время в России было самым-самым-самым пьяным - а то, что было потом, было уже пьянкой по энерции. Один очень хороший, но совершенно спившийся человек сказал однажды так: " - Понимаешь, старик, пьянка - а я говорю не о посиделках с вечера пятницы до утра понедельника, а о Пьянке Длиною В Жизнь - делится на три периода: период первый - это когда пить интересно; период второй - это когда пить неинтересно, но всё равно пьёшь; третий период - это когда пить противно, но не пить уже нельзя..." Не знаю, насколько он прав: что до меня, то моя "алко-биография" завершилась сразу же, когда я понял, что пить становится не интересно - этот период завершился как-то очень быстро, и я умудрился "конвертировать" его в целую серию рассказов и баек, многие из которых публиковал, в том числе, и на страницах Живого Журнала. Что до остальных моих друзей, то у всех всё было по-разному, и если мой друг Алексей Ш. тоже "конвертировал" все эти свои приключения и похождения, написав свою знаменитую "Зелёную Книгу Алкоголика", то другой мой друг юности, Антон Т., однажды понял, что никогда не выскочит из этого порочного круга, пока он живёт в родном городе - и, попросту, сбежал на другой конец страны, где, по слухам, вполне себе процветает. А ещё один тогдашний наш друг-приятель тоже убежал из России, подальше от здешних пьянок: уже двадцать лет он живёт в Германии - а в Иркутск приезжает ежегодно на байкерский фестиваль, и оттягивается на этом фестивале не год вперёд.

А вот многие так и не сумели остановиться на том рубеже, когда пить стало уже неинтересно. Многие из них уже перешагнули свой самый-самый последний рубеж, пройдя все стадии - по злой иронии судьбы, это были самые талантливые ребята - художники, музыканты, журналисты, поэты... Другие соскочили с подножки этого Адского Поезда в самый последний момент - в тот самый, когда поезд уже входил в чёрный зев Тоннеля Чёртовой Горы. Теперь они превратились в агрессивных трезвенников, которые только на то и способны, что часами, сутками, изо дня в день и при каждой встрече говорить только лишь о вреде алкоголя, и больше ни о чём; для них эта тема превратилась не просто в фетиш - они теперь зависят от неё точно так же, как когда-то зависели от выпивки. Есть ещё третьи: те догнивают по своим грязным углам, иногда выползая из них - если вдруг узнают, что где-то намечается какой-то юбилей или фуршет, презентация или поминки... Для того, чтобы просто умереть, у них нет и никогда не было достаточно таланта - вот и влачат жалкую жизнь жалких стололазов, живых мертвецов...

Но - довольно предисловий! Перейдём же в Картинную Галлерею, господа! Многое из того, что вы здесь увидете - правда, далеко не всё - в те годы продегустировал и я. И, зная о том, что я собираю эти маленькие сувениры, многие мои друзья и знакомцы, прежде, чем выбросить в те годы порожнюю посуду, обязательно отклеивали с неё этикеточку, и приносили её мне в подарок.  Думаю, многие из вас после просмотра Экспозиции испытают ностальгические чувства - а кто-то, вероятно, захочет поделиться в комментариях своими собственными "вино-водочными мемуарами". Ну что ж, делитесь - буду только рад!

1. Начнём мы - по праву! - с водки-"андроповки". Мне её пробовать не довелось, но старшие товарищи говорили, что гадость была редкостная. Своим названием эта водка обязана генсеку Андропову, при котором её начали выпускать и продавать по завышенной цене - в то время, как привычные водки брежневских времён из продажи исчезли. Вот ей-то и развлекались совецкие люди все восьмидесятые, пока анти-алкогольная кампания не подоспела:



2. А кроме "андроповки" в позднем Совке, да и позже, в девяностые, в продаже была вот такая дрянь - дешёвая и невкусная. Пить её считалось уделом опустившихся алкашей и нищебродов:









3. А это - уже один из "символов свободы" самого начала 90-х - спирт "Рояль", из литра которого получалось пять бутылок водки. Вообще-то, это был какой-то почти технический спирт, из которого предполагалось делать какие-то настойки, которые нужно было настаивать по нескольку месяцев - но сорвавшимся с цепи бывшим совгражданам некогда было ждать по несколько месяцев: они покупали этот "Рояль", разводили водой из-под крана - и тут же уделывались им в хлам. А через девять месяцев рожали гидроцефалов:



4. Вот ещё какая-то подобная дрянь, которую разводили на несколько бутылок. Название, кагбэ, намекает:



5. А это - не менее легендарная водка "Rasputin", которая появилась тогда же. Этот "Распутин" ещё, помнится, говорил с ужасным немецким акцентом, был "дважды изобрАжен на бутильке" и подмигивал с этикетки - причём, подмигивать он начинал ещё до того, как вы выпивали первую рюмку:









6. Вместе с "Распутиным" появились ещё какие-то "Petroff" и "Aslanoff". Говорят, что эти самые Петров и Асланов в самом начале "перестройки" навернули из Совдепии в Германию, и наладили там водочное производство, причём ориентированное именно на совецкий (прежде всего, на российский) рынок. Вроде, они и придумали этого подмигивающего "Распутина" - а потом, без ложной скромности, запустили два новых бренда уже под своими фамилиями. Этикетки от водки "Aslanoff" у меня нет - а вот от водки "Petroff" есть целых две, и я её даже пробовал. Что могу сказать?... На вкус - дерьмо: резиной отдаёт...





7. Не знаю, знаком ли этот кошмар жителям европейской России, но вот в Сибири китайской рисовой и кукурузной 35-градусной водкой в 1991-93 годах потравились многие! А всё - потому, что норовили закусывать её по-старинке: картошечкой, селёдочкой и огурчиком - в то время, как китайская водка требовала китайской же закуски! В 1993 году меня учил пить китайскую кукурузную водку мудрейший человек - вечный милицейский старшина Эдвард Силин. Старина Эдвард выставил на стол в качестве закуски острую морковь, рыбу хе и маринованную гадюку. Скажу честно: рисовая и кукурузная водка - так себе (хотя, под китайские закуски пить её вполне можно) - а вот вкуснее маринованной гадюки я в жизни своей ничего не ел!





8. Вы помните господина Брынцалова?... Того самого, который однажды даже чуть не стал президентом РФ?... А знаете, с чего начинались "брынцаловские миллионы"? С того, что господин Брынцалов, поглядев на то, как "дорогие россияне" уделываются до поросячьего визга польским спиртом "Royal", решил, что с тем же успехом они могут уделываться отечественной продукцией - и выпустил свой собственный спирт! И даже поместил на этикетку свой портрет - только, в отличии от "РаспутИна", почему-то не подмигивал:



9. Во времена товарища Брежнева водку "Русскую" выпускали на основе картофельного спирта - самого дрянного и низкокачественного. Соответственно, это была самая дешёвая - и самая популярная у плебеев - водка. Стоит ли удивляться тому, что как только в пост-совецкой России государство отказалось от водочной монополии, "Русскую водку" стали разливать, едва ли, не в каждом подвале?! Посмотрите, какой разброс дизайна этикеток:

















10. Это - тоже наследие брежневского Совка. "В противовес", так сказать, "простонародной" водке "Русской", в сы-сы-сэре существовала ещё водка "Столичная" и водка "Московская" - её подавали в ресторанах, её пило начальство. Даже пословица была: люди приличные пьют только "Столичную".  Естественно, этот бренд в девяностые тоже стали использовать все, кому не лень:



















11. Ну, и с "Московской" - точно такая же история. Жаль только, что в моём собрании имеется всего лишь две этикетки:






12. Где-то, году к 1994 или чуть позже ликёро-водочная промышленность в России уже крепко встала на ноги - ведь, водка в те годы была, едва ли, не самым востребованым товаром! - и иностранные (прежде всего, польские и германские) бренды, фактически, оказались вытесненными с российского рынка. Но, всё же, нет-нет, да и завозил кто-нибудь очередную "истинно-русскую" водку из Европы - правда, тамошние бутлеггеры быстро сообразили, что им необходимо мимикрировать под местную продукцию. Вот такие вот экземпляры попадались ещё в середине 90-х:





13. Вообще, у тогдашних российских бутлеггеров с фантазией было - не очень... Вот гляжу я на тогдашние этикетки, и возникает у меня ощущение, что единственная тема, которую они эксплуатировали вдоль и поперёк - это тема России, Которую Мы Потеряли - ничего иного им просто в голову не приходило:




















14. Правда, иногда вдруг выскакивало что-нибудь совершенно неожиданное:



15. И опять начиналась бесконечная Россия, Которую Мы Просрали Потеряли:
















16. А вот это - одна из тех немногих в этой коллекции водок, которую я сам иной раз пивал, и которая мне нравилась - правда, появилась она уже на самом излёте 90-х годов. У неё был очень приятный, мягкий привкус: как будто, она была настояна на антоновских яблоках:



17. Ну, этот бренд вам, господа, представлять, наверное, и не надо - а появилась "Смирновская" на российском рынке тоже в девяностые годы. Причём, сначала появилась легитимная "Смирновская" из США - и только потом на территории РФ объявились какие-то непонятные "наследники", которые вдруг возжелали "продолжать дело Петра Александровича"... К слову: до революции 1917 года "Смирновка" была самой популярной водкой только потому, что была самой низкокачественной - и, соответственно, самой дешёвой. Была чем-то, вроде "Русской водки" брежневского времени, о которой мы говорили выше...





18.  Редакция популярной в те годы иркутской газеты "Советская (скорее уж - антисовецкая - Р. Д.) Молодёжь" в канун своего 70-летия тоже решила немного побутлеггерствовать... В итоге, во время юбилейного банкета на столах красовались ноль-седьмые бутылки с портретами главного редактора, Олега Всеволодовича Желтовского, на этикетке. И я там был, "Желтовски" пил - и на прощание в подарок ещё "Желтовски" получил... Впрочем, не только я получил: "молодёжкинцы тогда всех гостей одарили - и водкой этой сувенирной, и фирменными кружечками-блюдечками с символикой газеты. В 1994 году корпоративные сувениры были ещё в диковинку, а корпоративная водка - и подавно:



19. В те же годы кому-то пришла в голову идея возродить ещё один бренд совецких времён - начать разливать водку "Сибирскую". Ну, стали разливать - да только, как оно часто бывает, нюансов не учли. А нюансы таковы: традиционные сибирские водки, действительно, крепче остальных водок, но крепче ровно на два градуса. Не на три, не на четыре, не на пять - а именно на два, и не больше. Чем это объясняется, я не помню: вроде бы, такая водка не то зоб предотвращает, не то что-то там лечит - не суть. Суть - в том, что именно сибирская водка должна иметь крепость именно в 42 градуса - и, как бы мы с вами, господа, ни относились к Совку, но во времена этого самого Совка технологию эту выдерживали, и готовили сибирскую водку крепостью именно в 42 градуса. Но те, кому пришла мысль возродить этот бренд, думали не головой, а жопой, думали, что не будет ничего страшного, если они увеличат крепость напитка до сорока пяти градусов. Что в итоге получилось? Правильно: получилась обычная водка крепостью в 45 градусов - а никакая не "Сибирская". И не верьте глазам своим:



23. Ну, разные настойки и наливки мы, обычно, использовали для приготовления разных коктейлей, чтобы угощать девчонок - а некоторые безответственные личности с помощью этих коктейлей пытались добиться от девчонок того, чего не могли добиться при помощи своего ума, обаяния и остроумия... А вот "Клюкву на коньяке" я в те годы очень любил и безо всяких водок:









24. А вот это, господа - самый, что ни есть, гнусный контрафакт! - эту этикетку я, помнится, снял с одной из изъятых во время милицейского рейда бутылок, внутри которой находилось... находилось... не знаю, что там находилось - но от той дряни, что находилась там, в бутылке, слепли даже проспиртованные насквозь алкоголики. Да вы и сами видите, господа: даже по этой, откатанной на дрянном Xerox'e этикетке понятно, что внутри бутылки находится какая-то отрава. Но ведь находились и те, кто покупал и пил этот кошмар! Не дай Б-г никому из нас, господа, даже случайно понюхать подобный яд!



25. Это - кстати, тоже этикетка, завалявшаяся с какого-то рейда по изъятию контрафактного алкогольного суррогата. Почему я поместил сюда, в эту подборку, эти этикетки? Да всё по тому же: ВЕДЬЭТОЖЕНАШАИСТОРИЙА! У нас ведь сегодня любое дерьмо принято увековечивать, мотивируя тем, что ВЕДЬЭТОТОЖЕНАШАИСТОРИЙА!!! - вон, оглянитесь вокруг: сколько по Рассее памятников Лысому Сифилитику стоит?... сколько памятников Усатому Упырю наставили за последние пятнадцать лет?... Так что, коль скоро ленин и сРалин - ЭТОТОЖЕНАШАИСТОРИЙААА!!! - то значит, и эта отрава, которой в 90-е народ травился - такая же НАШАИСТОРИЙА!!! Вот и пусть будет здесь:



26. Знаете, чем я завершу на этот раз нашу экскурсию? А - вот этим:



Если мне не изменяет память, вот этот самый "Русский Размер" появился, в аккурат, в 2000-м году - в последнем году двадцатого века - и подвёл своеобразную черту в российском водочном брендинге. Именно после "Русского Размера" окончательно ушла в прошлое тема России Которую Мы Потеряли, равно, как и ушли в прошлое попытки реанимировать поздне-совецкие водочные бренды. Именно тогда вместо темы России Которую Мы Потеряли, креэйторы стали "раскручивать" тему Возвращайся В Ссы-Ссы-Ссы-Сэр! - правда, принципиально не используя старые совецкие бренды. Вместо них, изо всех щелей полезли всякие "командирские", "адмиральские", "замполитовские" и прочие "батяни-комбата" портянки... Почему это произошло, говорить не буду: это уже тема для отдельного разговора. Для разговора на трезвую голову. А сейчас... ну, вы поняли меня, господа. Prost!



 

Date: 2015-11-21 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
prost...:)))))) шикарная подборка, однако...! маловато "довганя" и нет местных, что понятно - кажный куликгнал в своем болоте...:)) но - ностальжииии...:) мои байки:
http://av-klement.livejournal.com/403941.html
http://av-klement.livejournal.com/22271.html

Date: 2015-11-22 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Сейчас прочту с удовольствием :)

Местные, попросту, не вошли: и без того, этот пост пришлось резать и резать - никак не хотел "утаптываться", слишком уж МНОГО у меня этого "добра", и выставленное - лишь Очень Малая Часть...

Поэтому - показываю "местную подборку" в комментариях. Вот что разливали в те годы в Иркутске:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482728)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482711)

Водка "Слава" названа так в честь тогдашнего директора АО "Кндр" Вячеслава Пиманова:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482713)

А водку "Байкальскую" иркутские художники окрестили "Муравьёвкой", т. к. автором дизайна этикетки был бывший председатель здешней организации СХ Александр Муравьёв:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482715)

"Спецвыпуск" 1997 года:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482716)

А эти водки позиционировались, как "дамские" (!) :

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482718)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482717)

Date: 2015-11-22 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Плюс к тому, на "Кедре" разливали бренды "СоюзПлодоИмпорта" - обратите внимание на то, что на этикетках так и продолжало стоять название несуществующей страны USSR:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482719)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482720)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482721)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482723)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482722)

В самом конце 90-х они разливали ещё вот такую дрянь:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482726)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482725)

А вот эту водку просто обожал тогдашний иркутский имам, и мы пили её вместе с ним прямо в цокольном этаже здешней мечети:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482730)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482731)

А вот эти две водки - это был просто какой-то Аццкий Адъ! - обратите внимание на их крепость:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482735)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482733)

А тем временем, в городе Братске Иркутской области разливали свои собственные водки - и, не смотря на завалящий дизайн этикеток, это были хорошие водки:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482732)

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482736)

"Похмельный порог" - это братский гидроним. Сам порог исчез при заполнении Братского водохранилища - а название использовали братские пищевики:

Image (https://fotki.yandex.ru/next/users/sir-romand/album/486899/view/1482737)

Вот, как-то так с местными водками... Конечно же, и водка "Желтовский" - тоже из этой же обоймы :)

Date: 2015-11-22 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
не объять необъятное...:)) Башкирия тоже отличалась "разнообразием"...:)) а в принципе - все было из "одной бочки"...:)

Date: 2015-11-22 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Ну, не так уж, чтобы совсем уж из одной бочки, но питьевой спирт-ректификат, делавшийся (и до сих пор делающийся) по одним и тем же, ещё совецким ГОСТам - он, да, из одной бочки брался. И вода - тоже. А вот вкусовые добавки и соотношение пропорций спирта и воды - вот здесь-то технологи и выделывались друг перед другом :)

А потом выделывались рекламщики. Помню, в начале 90-х "Кедр" за какую-то свою водку получил на какой-то выставке Серебряную медаль - одну-единственную... Так наличие этой медали привело к тому, что всё 90-е годы большинство иркутян свято верило в то, что "Кедровская" водка - Самая Лучшая В России! Это была настоящая, какая-то религиозная вера...

Date: 2015-11-22 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
меня ей угощали...:)

Date: 2015-11-22 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] av-klement.livejournal.com
одна халва - бяка...:))

Date: 2015-11-22 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Вот-вот... Разговоры одни.

Date: 2015-11-21 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] gruppman.livejournal.com
Aslanoff, кстати,я видел в продаже и за границей. И на вкус неплохая была...ну,та,которая за границей.
Неплохая коллекция.

Date: 2015-11-22 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Ну, как бы, и неудивительно... ну то, что та, что за границей, на вкус была неплоха... :)))

Это - только очень малая часть коллекции: просто, вся коллекция не поместилась бы и в сотне постов. Выше в комментариях я ещё местные водки добавил, гляньте.

Date: 2015-11-22 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] e11enai.livejournal.com
Помню, в конце 80-х была водка, после которой спать хотелось.
Говорили, туда димедрол добавляют)

Date: 2015-11-22 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Очень может быть: от совецкой власти можно было любой гадости ожидать...

Про водку с димедролом мне уже в 1990-е годы рассказывали милицейские оперативники: такой продукт был "на вооружении" у проституток, которые усыпляли клиентов и потом оббирали их до нитки. Димедролом баловались и клофелином...

Date: 2015-11-23 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] asidenko.livejournal.com
Мне не пришлось — наверное, к счастью — попробовать всё это водочное разнообразие 90-х, так как находился в то время далеко от родных осин. Но в тех же 90-х я впервые попробовал и пью до сих пор самую лучшую водку из всех тех, которые мне довелось дегустировать за свою жизнь. Эту водку готовят старые русские эмигранты в Аргентине по своим рецептам, которые хранят в секрете. Настаивают на шиповнике, лимонных корках и др. Особенно популярна и вкусна "зубровка", настоенная на одноимённой травке.
Прозит! Или как здесь принято: "На здоровье!" :)

Date: 2015-11-24 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Очень рад видеть Вас, дорогой Александр, на своих страницах!

Конечно же - к счастью! - то, что Вам не довелось продегустировать весь этот "букет": когда ещё булгаковский Профессор задавал свой сакраментальный вопрос: "Откуда вы знете, что они туда плеснули?" - а ведь с тех пор так ничего и не изменилось здесь.

Не совсем понимаю, из чего именно наши старые эмигранты (вернее, конечно же, их потомки) делают водку под Южным Крестом... Настаивать водку можно на чём угодно - вот и я настаиваю её и на шиповнике, и на замечательной здешней траве сагаан-дали, и на лимонных корочках, и на кедровых орешках - но ведь основой любой водки служит спирт. Я спирт перегоняю сам, через самогонный аппарат: уж я-то знаю, что именно я "плеснул" в свою брагу, и что именно у меня получилось на выходе - но вот какой спирт используют в Аргентине? Могу лишь предположить, что либо приобретают фабричный, либо, точно так же, как и я, что-то перегоняют... К слову, мы для приготовления своей водки берём воду из лесных родников, за которой ездим в одно потаённое место - её, правда, приходится отстаивать, чтобы ушёл кальциевый осадок, но результат получается просто великолепный! По-сему - На Здоровье! Prosit! :))

Date: 2015-11-25 02:40 am (UTC)
From: [identity profile] asidenko.livejournal.com
Всегда с превеликим удовольствием читаю Ваш журнал, Роман. Простите великодушно, что редко комментирую.

А старые русские эмигранты (и их потомки по наследству) для приготовления домашней водки используют фабричный спирт. Но не любой, а определённой марки, трижды дистиллированный, отличного качества, специально предназначенный для приготовления ликёров и настоек. Вода у нас из горных озёр тоже отменного качества. Кроме того, технологический процесс приготовления домашней водки имеет свои специфические особенности и секреты.Так что на выходе получается продукт превосходного качества.

Я потому говорю именно о старых русских эмигрантах, что мне посчастливилось застать в живых и подружиться с некоторыми из них, причём как первой, так и второй волны. Например, внучатый племянник генерала Ренненкампфа, родившийся ещё в Санкт-Петербурге; священник о.Сергий, бывший воспитанник Омского кадетского корпуса; выходец из семьи известных русских купцов и промышленников Ясюнинских, эмигрант второй волны. И многие другие, с не столь знаменитыми фамилиями и прошлым.

Date: 2015-11-25 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
На моём маленьком стенде-плакетке с коллекцией наград висит маленький белый крестик - ветеранский значок Союза Чинов Русского Корпуса. Он принадлежал Лейб-гвардии полковнику Кузьме Дубине - Представителю Терского атамана при штабе генерала Власова. Этот значок прислал мне в подарок с Ваших берегов мой многолетний старший Друг, редактор буэнос-аэресской газеты "Наша Страна" Николай Леонидович Казанцев. Сам Николай Леонидович - тоже сын офицера Русского Корпуса, потомственный дворянин Оренбургской губернии. Многие годы он выпускает газету"Наша Страна" - ЕДИНСТВЕННУЮ на сегодняшний день Белую газету.

Мне посчастливилось не только быть многолетним подписчиком, но и публиковать свои статьи на страницах "Нашей Страны": так, в одном из последних номеров газеты был републикован мой ЖЖ-пост, который Вы, вероятно, читали - Всенародное покаяние или совецкое мракобесие? (http://dneprovskij.livejournal.com/352713.html) - а до того на страницах "НС" публиковались мои статьи о "героях Сенатской", ещё что-то... Разговаривая с Николаем Леонидовичем по видеофону (т. е., посредством программы Skype) я упоминал и о Вас, дорогой Александр. Полагаю, что Вы могли бы установить контакт с Николаем Леонидовичем, и публиковать свои стихи и свои размышления на страницах "Нашей Страны". На всякий случай, сообщаю Вам электронный адрес редакции и № телефона редактора: (54-9-11) 5099-6932; kasanzew@gmail.com Буду очень рад, если Вам удастся наладить сотрудничество и взаимодействие с Николаем Леонидовичем.

А вот, к слову, и веб-сайт газеты: http://nashastrana.net

Date: 2015-11-28 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] asidenko.livejournal.com
Газету "Наша Страна" я читаю давно и довольно регулярно. Разумеется, читал и Ваши, Роман, публикации на её страницах. С Николаем Казанцевым лично не знаком, но имею общих знакомых. Благодаря им, в "Нашей Стране" было опубликовано одно из моих стихотворений, правда, уже давно, в 2000 году. Продолжения сотрудничества как-то не получилось. В последние годы в моих стихах всё менее звучат политико-публицистические мотивы, всё больший вес приобретают лирико-философские. Не думаю, что мои нынешние стихи могли бы заинтересовать редакцию "Нашей Страны". В любом случае благодарю, Роман, за предложение и контактные данные.

Date: 2015-11-23 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] igorilla.livejournal.com
Познавательно

Может я чего и путаю, но в Минске сибирская была за савецкiм часам все-же 45 градусов, никак не 42

Date: 2015-11-24 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Да не путаете, наверное. В принципе, можно сделать соотношение спирта к воде хоть 45, хоть 35, хоть 55 процентов, и назвать эту смесь "Сибирской водкой", наклеить этикетку и продавать. Но это будет НЕ классическая Сибирская Водка, а просто какое-то креплёное пойло...

Date: 2015-11-24 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] igorilla.livejournal.com
И тут обманывали

Date: 2015-11-25 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Да не столько обманывали, сколько собственное невежество демонстрировали. Комуняки ж, дикие люди...

Date: 2015-12-02 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Пардон, Роман. Как всегда опаздываю к раздаче самых лакомых блюд, выходящих из под Вашего пера. То уезжать нужно срочно, то прочие заботы насущные терзают. Позвольте, для начала, камушек через забор перебросить. По истории "питиё моё" Вы здорово плугом прошлись. Но, некоторые комья почвы не перевернули. Думаю поправить. Нет, я балдею от Вашего сравнения общества начала 90-х, с отпущенным на волю, цепным псом. Все так. Но, почему Вы поддаетесь общей тенденции, утверждающей, что именно тогда все и началось? А до того, все шелковые, отглаженные, примерные и, непременно по струнке? Ох, хлестали и в 70-е. Горели от водки, бытовой химией и аптекой травились, на рыбалках тонули по пьяни и ножики бывало втыкали в живую плоть. Сапожника у нас в поселке порешили, тогда, в 70-е. И убийцу хулили не столько за то, что убил, а потому, что долгие годы прохудившуюся обувь нести было не к кому.
Статья была в КЗОТе, 33-я, если не ошибаюсь, часть 4-я. Чтобы её получить себе в трудовую, очень нужно было постараться. Подавляющему большинству пьющих советских граждан, не смотря на старания и вливания, так и не удалось до неё дотянуться. Ну, предусматривала она, отсутствие на рабочем месте более трех часов. Так то ведь за пределами предприятия. А зачем искать приключений, извините, на задницу, извне, если можно, к примеру, в бытовочке, или за расположенным в углу цеха станком или в ящике с ветошью привалиться. А это уже прогулом не считалось.
Случай из собственных наблюдений - 1983: распекает начальник рабочих - "...ладно, повод бы был, праздник или событие какое, но хлестать без меры ежедневно..." Сбегали мужики в перерыв за водкой и, кто то предусмотрительно календарь принес. Полистали, почитали, а на то число, в аккурат день освобождения Африки приходится. Был такой в последней декаде мая - праздник солидарности с чернокожими братьями меньшими по идеологии, сбросившими, однажды, непосильный груз цивилизации и вернувшимися к скрепам каннибализма. Ну, чем скажите не повод? Исключительно так, а не иначе, можно было проникнуться солидарностью и понять загадочную душу африканских братьев.
А еще, 33-я, как ни странно, порою становилась неплохим стартапом. Именно так, не удивляйтесь. Мой отец верно, как то, подметил: чтобы на тебя обратили внимание, стали ценить и носить на руках, нужно, однажды, на самое дно опуститься. Спиться, привыкнуть головой к тротуару и голой земле. И не на неделю или две, а надолго, на месяцы, чтобы даже в пожарку* не взяли. А после приползти, покаяться, слезно помощи попросить. Под руки поднимут, отгладят, и станут лепить образ для подражания. А если отметить неоценимую помощь ответственного товарища (лизнуть), то для полноты картины, под образ, могут премию или дефицит какой вне очереди. Грамоту почетную, на худой конец...
Но, если не спивался, не падал на дно и не полз за подаянием к "товарищу", не видать тебе любви народной (дефицита, грамоты), как своих ушей.
[*В сэсэсэре были традиционные профессии и сферы деятельности, принадлежащие исключительно маргиналам. Тем, у кого трудовая пухла от спаренных троек. Для меня до сих пор загадка, но у нас в поселке это были не дворники и не сантехники, а пожарники, в которые брали любого с испачканным прошлым. Рассказывали, в расположении пожарной части регулярно крутили бутылочку, выбирая того, кто должен был пробовать очередную новинку из ассортимента аптеки или бытовой химии. Бывало дегустация заканчивалась летальным исходом.]
Вы ошибаетесь Роман. Клей БФ, сапожный крем, дихлофос, пятновыводитель и прочие изыски маргинал-бомонда, вошли в обиход задолго до Михалсергеича.

Date: 2015-12-02 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Простите, увлекся. Все-таки, речь о 90-х. Поэтому, капнем в рюмочку своего, доброго, и приступим.
Значит, в то время, как ватная наша общественность неблагополучно прорывалась к скрепам, вливая в себя без разбору потребные и непотребные текучие субстанции, уважаемый Роман Владимирович кропотливо ваял для истории летопись злоупотребления в фантиках. Славная, видимо, коллекция, если здесь лишь малая часть представлена. Встречал, однажды, мемуары подобные. У белорусского знакомого в туалете частного дома стены были оклеены. Заходишь, работаешь шейными мышцами и... забываешь зачем пришел. Через пару минут обозрения сей картинной галереи, начинаешь чувствовать себя Макаревичем, пишущим очередной том "Занимательной наркологии". И, невольно подражая Вадимычу, не позволяешь себе скрыть под бархатной полой ностальгии, жуткие образы раскалывающейся с похмелья головы, трясущихся конечностей и жарких объятий с потребителем уходящего бытия и наглядным демонстратором действия законов материалистической диалектики.
Ибо, Уважаемые Господа, есть рецептура, а есть и халтура!
Прости и прощай французское вино. Не позволят доктор вина. Любого. И потому, вопреки четверостишию, вынесенному в эпиграф, по случаю, отдаю предпочтение исключительно крепким дистиллятам, приготовление которых, доверяю лишь самому себе.
Не стану утверждать, что качественный, изготовленный по всем канонам технологии, алкоголь, можно вливать в себя ведрами. Тем не менее, главный удар в голову, по печени и другим жизненно важным органам, наносит не вожделенный этиловый спирт, а побочные фракции, неизбежно его сопровождающие в любых сбраживаемых средах - высшие и низшие спирты, кетоны, альдегиды и прочая гадость, содержание которой элементарно сводится к минимуму посредством дробной и неоднократной дистилляции. Правда, процесс неизбежно сопровождается временными, энергетическими и трудозатратами (точно не для тех, кому с утра и побыстрее!). И все-таки, весь цивилизованный мир, не обезличивающий, и не обзывающий народными, достижения, употребляет именно, если не французское вино, то непременно благородные дистилляты. "Jameson", "Ballantine", "Bell'S" и многие другие, не просто названия, а славные фамилии тех, кто однажды начал действовать, а после добился признания и успеха. Недавно читал где то в сети об одной шотландской семье, которая уже несколько поколений производит напиток, который согласно рецепту подвергается дистилляции 60(!) раз. Не просто так, а настаивается на одном из компонентов, затем перегоняется, после снова настаивается или выдерживается в определенных условиях и снова перегоняется. Увы, не сохранил в закладки.
Позволю себе заступиться и за водку, которая до поры до времени тоже не выпадала из ряда благородных дистиллятов. Водочка, получаемая из зернового сырья, по праву носила имя хлебного вина. До поры. Ибо "кремлевские мечтатели" в погоне за созданием коммунистического изобилия (иллюзию которого многие до сих пор получают под возлиянием), бросили в прорыв все последние достижения органической химии. Если бы только ректификацию тех же, зерновых исходников... Нет, сначала на службу народа встал метод кислородного гидролиза целлюлозы ("Ах, если б водку гнать не из опилок..."), а после синтетический спирт для производства водки, стали получать посредством гидратации ацетилена по реакции Кучерова.
Хоть убейте, не перестану сомневаться в том, что сам Михаил Григорьевич Кучеров, труды которого приходятся на 80-е годы XIX века, смешивая в пробирке реактивы, грезил образами массового производства дешевого суррогатного пойла.

Date: 2015-12-02 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Предположим, озаботившись однажды судьбами несчастной отчизны, мы с вами решили вклиниться в стройные ряды бутылок с отравой, и во славу Отечества , стать таки доморощенным Джорджем Баллантайном или Джеймсом Чивасом. В современной, казалось бы уже не советской, России. В первый день творения, вы сталкиваетесь с необходимостью приобретения лицензии. Стоит она ни много, ни мало, а ровно 9,5 миллионов деревянных. Отрезвляет, притормаживает. Впрочем, допустим у вас в комоде завалялись лишние 9,5 миллионов. На карманные расходы, или на черный день. Затем, вам, имеющему на руках заветную лицензию (сроком на 5 лет), не двусмысленно "порекомендуют" адрес, по которому вы сможете приобрести, единственно сертифицированное для производства товарного алкоголя, оборудование.
Думаете, можно начинать заготавливать сырье и приступать к производству. Как бы не так? Вы, всего лишь, приобрели право закупать гидролизный спирт у строго очерченного круга монополистов. И никакой самодеятельности, отбросьте в сторону творчество, разводим, бутиллируем и поставляем на рынок тот же суррогат, что и все прочие. Ибо другого не предусмотрено, не сертифицировано, а значит и существовать не имеет права.
Тот самый случай, Уважаемые Господа, когда лишнее рвение и думы о родине, лишь скорбь и печаль приумножают. Проще, закрыться на кухне и преследуя исключительно шкурные интересы, погрузиться в ведение натурального хозяйства. Что там историки говорят? Раннее средневековье? Ладно, хотя бы можно предположить, что будет после.
Edited Date: 2015-12-02 04:25 pm (UTC)

Date: 2015-12-02 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Кстати, вот эта, в порядке исключения, мне однажды легла на душу. Жаль, пробовать случалось раза три, не более. Есть, страничка из рецептурного справочника. Непременно хочу воспроизвести. Не нашел пока одного компонента, а именно - дягиля.
Image
Image (http://ic.pics.livejournal.com/hystrix_14/23983123/3097/3097_original.jpg)

Date: 2015-12-03 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Здравствуйте, Валерий! Рад Вас видеть на своих страничках.

Постараюсь ответить Вам по порядку, ничего не упустив - и прошу извинить меня за то, что не успел этого сделать вчера.

Во-первых, речь идёт, всё же, именно о девяностых годах прошлого века: просто, я не ставил для себя цели затрагивать более ранний период истории нашего разлюбезного отечества. Безусловно, Вы правы: "керосинили" и в Совке, "керосинили" по-чёрному: какую только синявку ни жрал наш "гегемон"-пролетариат во время оно!... Рядом с домом, в котором я в те годы жил, располагался вино-водочный магазин, и я прекрасно помню, как и к нам, и к соседям в двери регулярно стучались алкаши с неизменной просьбой: "стаканчик и луковку". Подъезды в те "прекрасные" годы не запирались в принципе, широченные подоконники тех окон, что выходили на межэтажные площадки, так и манили присесть - и нередко, выходя из квартир, мы были вынуждены либо перешагивать через бездыханное тело, либо лавировать, чтобы не наступить в чью-то блевотину... Но всё же, согласитесь: хоть "керосинило" в те годы, наверное, пол-страны, всё же, другая половина сидела "стёклая, как трезвышко": кто - из страха "подмочить" карьеру, кто - из нежелания уподобляться "гегемонам". Да и все эти "товарищеские суды при ЖЭКе", материалы в которые регулярно поставляли "общественники" - старые сплетницы с околоподъездных скамеек, да не передохшие к тому времени упыри-сталинисты - эти "товарищеские суды" тоже были, своего рода, "сдерживающим фактором".

У нас забывают один очень важный момент: именно при раннем Горби было принято какое-то всесоюзное постановление, согласно которому анонимные заявления перестали приниматься к рассмотрению. А ведь это - очень важная веха в истории Совдепии: ведь здесь с самых первых дней существования этого бл*дского режима, и вплоть до 1985 года всё держалось именно на обезличенном страхе, на анонимных доносах и анонимных приговорах и расправах. В 1985 году государство сняло со своего лица красный колпак палача - и потребовало сбросить маски и анонимов. Результат - работы у тех же "товарищеских судов" стало на 60-70% меньше. А каким было в те годы самое невинное и самое же массовое "правонарушение", за которое можно было попасть под "огонь товарищеской критики"? Правильно: пьянка - да аморалка... И в результате, граждане Страны Бесполезных Советов получили возможность "культурно потреблять" во внерабочее время, не опасаясь того, что какая-нибудь сволочь-пенсионерка "настучит" на них - в партком, в профком, участковому...

Смотрим дальше. Все эти рецепты "истинно-народных напитков", вроде клея БФ и одеколона "Олимп" были, конечно же, известны ещё задолго до Горби. Но именно в период антиалкогольной кампании они стали если и не единственными доступными видами алкоголя, то - близко к тому. А вспомните ещё фиктивные свадьбы - заявления в ЗАГС, подававшиеся только ради того, чтобы закупить водки в Салоне Новобрачных - а потом забиравшиеся: "мы передумали...". Когда водка была доступной, её пили те, кто её пил; когда же она стала недоступной, запили те, кто не пил прежде, и кого эта тема и не должна была волновать... Здесь и "запретный плод сладок", и "фига в кармане", и необходимость "выпить сегодня - потому, что неизвестно, когда ещё в следующий раз", и многое, многое другое... А когда появились водочные талоны, они стали ещё и дополнительным стимулом: как это - не отоварить? как это - пропадут талоны?! А Вы ещё вспомните, что талоны эти стали тогда массово подделывать...

Date: 2015-12-03 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Короче говоря, тема эта - действительно, очень увлекательная, и заслуживает серьёзного исследования. Но я, всё же, рассматривал отдельный период - тот период, когда я сам уже стал достаточно взрослым для того, чтобы употреблять алкоголь.

Коллекция этикеток, малую - действительно, малую! - часть которой я представил здесь, изначально создавалась с той же самой целью, что и у Вашего знакомца: этими этикетками собирались обклеить некое помещение на даче. Правда, очень скоро стало жаль так бездарно гробить сложившееся собрание - и, думаю, что это только к лучшему.

Теперь - о производителях и производстве алкоголя в других государствах, и здесь, в РФ. Я постоянно провожу одну и ту же нехитрую мысль: нынешняя Российская Федерация - это тот же самый сы-сы-сэр; пусть в усечённых размерах, но - ТОТ ЖЕ САМЫЙ. Не случись Горби с его "перестройкой", не случись 1991 года, приди к власти после смерти Черненко какой-нибудь Романов или Кунаев, Щербицкий или ещё кто-то - В ")!% ГОДУ БЫЛО БЫ ТО ЖЕ САМОЕ, что мы имеем сегодня. Да, Совок в границах 1922-1945-1985 г.г. развалился бы, и бывшие "союзные республики" получили бы независимость при любой погоде - а сердцевина Совка осталась бы точно такой, какой она и осталась. Не была РСФСР никакой "социалистической республикой для русских" - это была этакая "материнская грядка" Совдепии, на которой предполагалось выращивать национальные социалистические республики: сначала - в виде АССР, а затем, когда население их достигало определённого количества, переводить их в статус "союзных республик".

К чему это я? К тому, что совковая государственная идеология здесь как была, так и осталась. А идеология эта предусматривает обязательную "руководящую и направляющую роль" той группы, что находится у власти. Убрали 6-ю статью из тогдашней конституции - "руководящую и направляющую роль" сохранила за собою НОМЕНКЛАТУРА. Эта самая номенклатура придумает хоть сотню политических партий, имитирующих борьбу за власть - но власть останется в руках одних и тех же людей:

"Ты вождей наших, Боже, прости:
Их легко, хлопотливых, понять -
Им охота Рассею спасти,
Но при том ничего не менять"

(Игорь Губерман)

А в государствах такого типа ситуация, когда частному предпринимателю Государство "рекомендует", чем и как заниматься, "предлагает" те или иные технологии, партнёров, поставщиков, рынки сбыта и т. д. - НОРМАЛЬНА. Более того: в таких государствах эта схема - ЕДИНСТВЕННАЯ. Ибо, чиновник - он тоже человек, и у него есть семья и родственники, и все они хотят кушать, и всех их нужно пристроить к делу, и чтобы дело было и прибыльным, и не пыльным... И по-другому здесь не будет, по крайней мере, в обозримом будущем. Зарубежные старинные торговые дома и производственные фирмы возникали ещё в эпоху Промышленной революции, или даже в эпоху буржуазных революций, или ещё раньше; они развивались вместе с развитием тамошних государственных институтов со всеми их традициями парламентаризма и местного самоуправления... ЗДЕСЬ ничего подобного не было: ЗДЕСЬ частный бизнес начал "прорастать" только тогда, когда государство номенклатурного типа существовало уже недобрых 70 лет. И оно ВСЕГДА будет нагибать и ломать всякого, кто отказывается играть по его правилам.

Date: 2015-12-09 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] qolorado.livejournal.com
А вот, к примеру, чего было у нас вна Украине:
http://www.istpravda.com.ua/artefacts/2011/05/19/39055/


Особо вот эта хрень была хтонична:
Image

- 30%-й шмурдяк, перегнанный из фруктовой браги.

Date: 2015-12-10 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Судя по качеству этикетки и 30% - действительно, шмурдяк какой-то :))) И мне остаётся только порадоваться, что в те годы, бывая в Киеве, я, в силу возраста, больше интересовался киевскими тортами, чем такими напитками - иначе, наверное, и не писал бы я Вам сейчас этот ответ :)))

За ссылку - спасибо, гляну.

Date: 2015-12-10 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Что касается республик, видимо там уже в середине 80-х начали всерьез дистанцироваться от Москвы, игнорируя их указания. Бывал в конце 80-х и в Минске, и в Киеве. Если у нас в России было строго по талонам, которые еще нужно было постараться отоварить, то в республиках все продавалось свободно и даже очередей не наблюдалось.
Согласен, этот шмурдяк вряд ли стал бы пить уважающий себя киевлянин. Хотя бы потому, что и в Украине, и в Белоруссии, даже в годы запрета, была сильно развита культура делать самому.
Помню, еще в 1984-м, мне в руки попалась одна белорусская районная газетка. В газете, статья о прошедшем рейде по изъятию самогона у жителей района. Табличка - село такое то, деревня такая то, а напротив цифры. Давно было, в абсолютных величинах не помню, помню лишь, что цифры те, очень меня поразили. А если исходить из того, что в ходе подобных рейдов изымалась лишь малая толика от реальных объемов производства, можно лишь догадываться, что за потребительская аудитория была у официально поставляемого на рынок шмурдяка.

Date: 2015-12-10 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Здравствуйте, Роман!
Скорострельный обмен спонтанными фразами, характерен для общения в различных онлайн-мессенджерах. Формат ЖЖ все таки располагает к тому, чтобы писать неторопливо, но обдуманно, отодвинув на время в сторону прочие дела и мысли. Поэтому не будем так строги друг к другу. Тоже хотел ответить сразу, но, терпеть не могу писать на ходу, каждую минуту отвлекаясь на что либо.
Нужно сказать - отвлекали. То родственники неожиданно на голову сваливались, то еще кто нибудь создавал очередной повод отодвинуть в сторону ноутбук и потянуться за склянкой своего, фирменного. Едва из участника обсуждения не превратился в его предмет.
Кстати, пользуясь случаем, позволю себе поделиться информацией о том, как намедни фильтровал и дегустировал продукт, рецепт которого, представлен здесь (http://therumdiary.ru/napitki/nastojki/zhivaya-voda-iz-danii-akvavit.html). Увы, нет возможности свозить продукт до экватора и обратно, как того требует оригинальный рецепт. Были несколько иные объемы и пропорции, которые после первого опыта нуждаются в корректировке, и, тем не менее, вещь получилась очень интересная. Оживляющая. При соблюдении культуры потребления, естественно.
Итак, вернемся к обсуждению. Странная штука получается. Видимо, мы очень долго жили в совке и пропитались им насквозь, потому как некоторые стереотипы до сих пор сидят глубоко в самых адекватных и трезвых головах. Довольно странно, но, иногда и последовательные противники совка, готовы, к примеру, согласиться с утверждением о том, что мы до сих пор "доедаем" советское, а после 1991-го не построено и не запущено ни одного завода. Вера в отточенность и безупречность советского регламента, вероятно, явление того же сорта. Наиболее адекватная версия хронологии событий  последних десятилетий, выглядит примерно так: в начале была палка, и палка была у парткома, дабы начинать бить каждого из строя выходящего. И палки боялись все, даже пес дворовый до времени вел себя по-человечи - принародно блох не выкусывал, цепи не путал, лаял исключительно в тональности государственного гимна и строго по расписанию. Но, однажды, палка сломалась. Сама. Из гнилого дерева в конце месяца была сделана. Не то, чтобы пес палку временами не подгрызал, покусывал, особенно в те дни, когда хозяин выносил миску с голыми, начисто лишенными мяса, костями. Но, вот, палки не стало, цепь, разъеденная коррозией, рассыпалась и пес оказался предоставлен самому себе. В поисках того, чем бы заполнить внезапно образовавшийся вакуум, пес первым делом разорил окрестные помойки, свалки и мусорки. Разнес их содержимое по всему предоставленному пространству, оставшемуся от некогда "широка страна моя родная", и теперь безбожно кусает всех, кто пытается навязать ему чуждую культуру урн, мусорных контейнеров и выгребных ям.
Безусловно, после нескольких лет действия горбачевского полусухого закона, события 90-х, на фоне доступности различного суррогатного пойла, были подобны взрыву. И все таки, я склонен оставаться во мнении, что то был всего лишь возврат к догорбачевским традициям пития. Новые условия, связанные с развалом совка, дали свой побочный эффект. Но, не более.

Date: 2015-12-10 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Те, которые, как "трезвышко", были всегда. И в 70-е, и в 90-е, есть они и сейчас. У всех прочих, советских и постсоветских, всегда находилась тысяча причин для того, чтобы нажраться до поросячего визга.
Во-первых, неистребимая традиция проставляться, выросшая уже в неотъемлемый элемент национальной культуры. Перечислять подробно список поводов необходимых и достаточных для того чтобы проставиться, излишне. Текста много и неприлично, потому как всем все и без того известно. Даже трезвенники под повод обязаны были принести и поставить, дабы избежать не нужных трений в коллективе. Бывало доходило до абсурда. В конце 90-х, вращаясь в среде белорусских челноков, знал человека: только что без усов и бороды, а так - вылитый ульянов-ленин. Собственно, так его и прозвали с самого появления, напрочь забыв настоящее имя. Стоит ли удивляться тому, что "коллеги по цеху", раскрутили однажды импровизированного ленина проставиться в день 22 апреля.
Во-вторых, шальные деньги. Шабашки, халтурки, вынесенное с производства, небольшие взятки и прочее, прочее и прочее. Эти, незапланированные деньги, по неписанному кодексу нести в семью, считалось грехом несусветным. Их обязательно нужно было пропить вместе, нет, не с друзьями, с коллегами, собутыльниками, как их еще назвать? Вероятно, именно такой способ убийства в себе собственника, в последствии стал прообразом привычки оставлять в игорных заведениях более весомые суммы, ювелирные украшения, автомобили.
В-третих, желание не торопиться к семейному очагу, где обязательно ждут разборки и проблемы, невольно заставляло присматриваться к поводам, наподобие вышеназванного дня солидарности с каннибалами. Кто его знает, может быть и идеологическим врагом закусить не побрезговали бы. Нравиться мне, Ваш рассказ, Роман. Тот самый (https://www.proza.ru/2011/08/10/246).
В-четвертых. А не нужно повода! Обычное желание выпить, как правило, находило отклик у тех, с кем можно было скинуться. И если скинуться есть чем, то это уже и повод и праздник и достаточное основание.
А если не хватало? Самое время вспомнить об одеколоне. Вы любите, Роман, писать о годах детства и юности, опровергая пропагандонов, утверждающих, что мы с Вами были спутаны по рукам и ногам государственной заботой, ходили исключительно строем и распевали пионерские песни. Хочется вспомнить об одном увлекательном занятии школьных 70-х, которое с лихвой восполняло нам дефицит жевательной резинки. Нет, гудрон и лыжная мазь тоже жевались. Но была другая вещь, практически не отличимая от настоящей жвачки, разве, что не сладкая. Не знаю, можно ли подобное найти сегодня, но тогда, под пробкой любого советского одеколона, был вкладыш, размером и формой напоминающий канцелярскую кнопку. Намедни погуглил, люди пишут о том, что вкладыши эти разжевывали, как говорится, гольем. Мы делали не так. На порцию жвачки нужно было собрать, по крайней мере штук 6-8 таких вкладышей, сложить их в столовую ложку и поджечь. Перегорая, вкладыши образовывали жидкую субстанцию, которая застывая, и цветом и консистенцией почти не отличалась от вожделенной жевательной резинки. В теплые сезоны года, мы время от времени совершали вылазки по кустам, под которыми, как известно "и стол и дом", с целью пополнения запасов сырья для производства жвачки. Недостатка в сырье не было, на месте собранных пробок регулярно появлялись новые. Позже, по какой то безумной логике, в раннегорбачевские годы, когда талонов еще не было, а время продажи алкоголя ограничили часами с 17:00 до 20:00, не дорогие популярные марки одеколонов и лосьонов, появлялись на прилавках, тоже ровно в пять вечера.
 Стать частью субстанции под названием "трудовой коллектив", мне довелось впервые в конце 1982-го, как раз после кончины пламенного бровеносца. Нужно отметить, поселок у нас был молодой. Появился в конце 50-х, благодаря горно-рудному предприятию. Местных, коренных не было. Все приезжие. Ехали, отнюдь не за тем, чтобы хлестать без меры, а для того, чтобы соглашаясь на существование в более суровых условиях, зарабатывать чуточку больше всех прочих. В подобных населенных пунктах, маргинал-бомонда, как правило, было гораздо меньше, чем по стране в целом и особенно, чем в старинных, где из поколения в поколение, Богом забытых поселениях.

Date: 2015-12-10 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Отвлекаясь из 90-х в 70-е, стоит заметить: станки включались, молоты грохотали, что то делалось и производилось. И тем не менее, если вдруг, в послеобеденные часы в цеху становилось тихо и безлюдно, это не было экстраординарным событием. Конторские тоже любили собраться, чайку погонять. И тем самым, скоротать(!) время до конца рабочего дня.
Нет, эти люди не были клиентами товарищеских судов, а какими то отъявленными бухарями-отщепенцами, так и вовсе их назвать язык не поворачивался. В товарищеские суды попадали либо совсем опустившиеся граждане, либо отличающиеся особенно необузданным и буйным нравом. А обычные советские пьяницы могли однажды засветиться на доске почета или отхватить почетную грамоту к знаменательной дате. Если их всех тащить в товарищеский суд, так не судимых вовсе вскоре не останется. Да и что он мог, товарищеский суд (https://www.youtube.com/watch?v=jvRUx6WVt9g), такого, за что его следовало серьезно бояться? Посадить? Выписать крупный штраф? Обнулить карьерные перспективы? Да, что вы? Человек ведь пьет, не режим критикует, не буржуйские шмотки из под полы толкает. За что ж его? Как бы не был суров товарищеский суд, любое его решение выглядело не иначе, как последнее китайское предупреждение.
А затем пришли 90-е.
Сам не умею писать коротко, но позволю себе реплику - зря Вы, Роман, развели ликбез о номенклатурной экономике. Все ясно, как белый день. Сегодня, на наших глазах, номенклатурная экономика подходит к логическому завершению - реставрации командно-административной системы. Остается лишь гадать, на сколько лет её хватит до очередного тотального обрушения. А 90-е, при всем негативе, который сегодня стараются раздуть и преувеличить, были едва ли не единственным, на нашем веку, временем, когда наконец заработала пословица - "Под лежачий камень - вода не течет".
Появился выбор. Многие ушли на вольные хлеба. Самый распространенный пример - в челноки. Правда, для достижения элементарного успеха, нужно было шевелить мозгами, считать деньги и проявлять чувство ответственности (самому, не из под палки!), дабы обходить подводные камни в виде лохотронов, бандитов, чиновников... А если товарищ, по той простой причине, что во время поездки в Китай или Турцию, у него случился повод 1-й степени для того чтобы проставиться и забухать, взял и просадил деньги, предназначавшиеся для вложения в товар, кого же он должен винить в первую очередь?
В 90-е, вопреки расхожему стереотипу, была и работа. Достойная и высокооплачиваемая. Пока одни скулили в тряпочку, другие искали и находили.
Я сам, в 1992-м, приехал в чужой город, без блата и знакомств устроился на работу, где платили прилично и вовремя. Разница была в том, что  никто уже не брал на поруки, не держал лично под вас паразитические рабочие места (разве что в сфере гос. управления), не перед кем стало в жилетку плакаться. Попался, изволь за ворота, на твое место придет более достойный.
В этом вся и проблема. Изголодавшаяся в годы горбачевского полусушняка, общность под названием "советский народ", возжелала выдохнуть, заглотить и скоротать время до конца рабочего дня. Только, если в 70-е, на фоне мирового нефтяного кризиса и начала тотального экспорта углеводородов, подобный распиздяйский и безответственный стиль поведения позволял числиться в среднестатистических "тружениках", то теперь, с началом 90-х, он справедливо и неизбежно выбрасывал на обочину и топтал.
Нет, не появившаяся в 90-х свобода, позволила больше пить, а жизнь по-взрослому начала жестоко наказывать за нежелание расстаться с привычкой жить по-советски. Вот и весь секрет повального пьянства 90-х. Желание пить так, как в 70-е, уже не сходило с рук, а неизбежно наказывалось.
От того то и ломятся совки обратно в СССР. На радость номенклатуре. Номенклатура желает полного одобрямся, а все прочие, верят в возможность безответственного и безмозглого существования. На долго ли их хватит? Беда лишь в том, что дров наломают, а нам жить бок-о-бок.

Profile

dneprovskij: (Default)
dneprovskij

April 2021

S M T W T F S
    123
45678910
1112 1314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 02:16 am
Powered by Dreamwidth Studios