dneprovskij: (Default)
[personal profile] dneprovskij
"...Адидасовы штаны, взгляд туманный и хмельной -
Дядя гопник, расскажи, почему такой крутой?..."

(российская народная песня про гопников)
Вдогонку моему поза-позапрошлому посту про "вело-моду" времён моего школьного детства... Сегодня о гопниках 80-х поговорим.

Я не помню, кому из политиков принадлежит фраза о том, что социальные пособия малоимущим - это плата элиты за стабильность и безопасность. В школьные годы я принадлежал если не к "элите", то, уж по крайней мере, к социальным низам уж точно не принадлежал. И, хотя на дворе был социализм, декларировавший "равенство" и "бесклассовое общество", но свою "плату за стабильность и безопасность" исправно вносили и я, и мои друзья-сверстники. Наша жизнь проходила в центре Иркутска, на "Броде" (я чуть ниже объясню, что означает слово "Брод" в контексте) - и за право безбоязненно гулять по центру города мы вынуждены были если уж не дружить, то поддерживать добрососедские отношения с местной урлой. А уж урлы этой в Центре хватало с избытком.



Про "бесклассовое общество" в Совдепии вы кому-нибудь другому рассказывайте. И про "всеобщее равенство" - тоже. Мы жили в элитной "сталинке" в самом центре города, наши родители занимали разные ответственные посты, наш двор был чист и ухожен - а рядом, на улице имени красного партизана Ивана Грязнова, в ветхих деревянных домахжило разное отребье. Отребье размножалось и рожало детей - такое же отребье. Улица Грязнова была от веку грязной - в детстве я искренне полагал, что название это именно потому и дано этой улице, что круглый год на ней стоит непролазная грязь. Время от времени, "грязновские" дети пытались зайти в наш двор - но их оттуда постоянно гнали. Гнали взрослые, ибо "грязновские" были не только грязны, как чертенята, но, зачастую, бывали бриты "под ноль" - верный признак того, что у них регулярно заводились вши. Гнали "грязновских" и мы, малыши: мы интуитивно чувствовали, что эти замарахи для нас - чужаки. И, вооружившись камнями и палками, мы прогоняли их прочь из нашего двора. Как я случайно узнал в те же годы, и развлечения у нас и у "грязновских" были разные: мы гоняли на великах, копошились в песочницах, изображали "самолёт" на качелях - а они, тем временем, шныряли по свалкам, ловили и убивали кошек, дрались между собой... Два мира - два детства. Совецкий союз, 1978 - 1982 год.

Но так продолжалось недолго: где-то, году в восемьдесят втором или восемьдесят третьем, когда мы уже немного подросли и стали учиться в младших классах школы, началось "взаимопроникновение культур", что ли... Сначала оказалось, что кто-то из "наших" учится в одном классе с кем-то из "грязновских". Потом были жестокие, кровавые детские драки: готовясь к этим дракам, мы, девяти-десятилетние мальчишки, делали из подручных средств настоящие пиротехнические шедевры, способные если и не уничтожить, то серьёзно покалечить противника. Достаточно сказать, что у доброй половины "наших" отцы были охотниками, поэтому в охотничьем порохе недостатка мы не испытывали. А ведь ещё были "поджиги", стрелявшие камнями самострелы, гирьки на цепочках и прочая милитарика... Как мы тогда не поубивали друг дружку - не знаю.

Но постепенно драки эти сошли на нет; сначала наступил период какого-то "холодного нейтралитета", который очень быстро перешёл если не в приятельство, то просто в знакомство. А ещё через некоторое время наши старшие мальчишки - те, которым было по 12 - 13 - 14 лет - как-то незаметно "влились" в эту "бродовскую" гоп-кампанию.

В самом начале я уже обещал дать расшифровку этого слова. Так вот, "Брод" - это сокращённое название "Бродвей" - вот так, ни много, ни мало! - а "Бродвеем в Иркутске называли центральную улицу Карла Маркса. Неофициальное название это появилось ещё в 1950-е года, в эпоху стиляг - и настолько прочно вошло в обиход "центровской" молодёжи, что его первоначальный смысл был уже прочно забыт - а словечко живо до сих пор. "Ты откуда? - С Брода! - Ага, значит, свой, бродовский. Проходи..." - такие диалоги можно и сегодня услышать среди иркутских тинейджеров. "Бродовский" - и тогда, и сейчас означало одно: "центровский".

Итак, в один прекрасный момент вдруг оказалось, что все мы - "бродовские", то есть "центровые". Скованые одной цепью, связаные одной... Чем - "одной"? Круговая порука мажет, как копоть. Живёшь в Центре - поддерживай своих! Как? Сейчас расскажу.

Как я уже сказал, примерно году в восемьдесят втором или третьем наши старшие ребята вошли в эту общую "бродовскую" тусовку. Примерно в это же время наш уютный двор превратился в "кухню №3": здесь, в старенькой беседке, стали кучковаться совсем уж взрослые гопники - те, которым было лет по шестнадцать, а то и постарше. Гопники сначала приезжали сюда на своих великах-"колымагах"; потом, когда они узнали про двигатель внутреннего сгорания, началась эпоха "моторяг". Эти "моторяги" представляли собою переделаные из велосипедов, самодельные мопеды, которые клепались из чего придётся по подвалам. Оккупировавшие наш двор гопники вели себя достаточно шумно и нагло, но с ними никто не хотел связываться: как ни странно, но родители "хороших мальчиков" просто боялись, что в случае, если они попробуют разогнать это сборище, то объектами мести могут стать их дети. Остальные жильцы дома полагали, что связываться с этой "поганой молодёжью" встанет себе же дороже.

У гопоты первой половины восьмидесятых была и своя неписаная мода: главным атрибутом настоящего гопника считалась стёганая телогрейка - в Иркутске их, почему-то, называли "куфайками" (а тех, кто их носил - соответственно, "куфаечниками"). К "куфайкам" полагался обязательный мохеровый шарф в красно-зелёную клетку, большая меховая кепка - "как таксисты носят" - и входившие тогда в моду сапожки-"дутыши". "Эпоха джинсов" уже отходила в прошлое, на смену ей шла "эпоха спортивных костюмов", поэтому какая-то часть гопоты продолжала ходить в джинсовых брюках, а кто-то уже носил спортивные "треники". Моду эту диктовал "стил-лайф" урлы: многие из этих гопов, отучившись кое-как восемь классов и не поступив ни в какие ПТУ, в ожидании призывного возраста устраивались работать грузчиками в магазины и рестораны центральной части города - и становились носителями "моды подсобок".

Нас, малышей, пытались "испытывать на прочность"; подозвав к себе, начинали с нами "разговоры за жизнь": задавали разные вопросы, вроде "а ты кто по жизни?", или "а кто за тебя сказать может?" Горе было тому, за кого некому было "сказать" слово! - каждый выход на улицу для такого мальчишки оборачивался унижениями и вывернутыми карманами.

Однако, меня и моих ровесников, живших в нашем дворе, такая судьба почему-то миновала: скорее всего, наши старшие друзья сразу же "сказали слово" за нас. Но это не означало, что нас так просто оставят в покое: нам предстояло подтверждать свою лояльность конкретным участием в гопницкой жизни.

Как я уже сказал, наш двор превратился в "кухню №3" - стал третьим двором центральной части города, в котором собиралась эта публика. Почему эти места сбора гопников получили название "кухонь", я не знаю: явно ведь, была для этого какая-то причина - но, за давностью лет, её вряд ли кто уже и помнит.

Коренным иркутянам должны быть хорошо известны дворы, которые были "кухней №1" и "кухней №2": первый находится на углу улиц "им. свердлова" и "им. сухэ-батора", на задах автомагазина "Тихвинское Колесо"; вторая "кухня" - это нынешний двор магазина "Ромашка" (бывший тогда двором Гастронома №22). Ну, а наш двор находится по адресу: Пионерский (бывш. Власовский) переулок, дом номер три. Если посмотреть на план центральной части города, то получится, что все три "кухни" являются вершинами почти павностороннего треугольника - а в центре этого треугольника окажется бывший кинотеатр "Гигант", центральный и старейший городской кинотеатр, превратившийся в девяностые в ночной клуб "Стратосфера".

Возле "Гиганта" находилась автобусная остановка, через которую шли автобусы почти всех основных маршрутов, связывавших центральную часть города с его окраинами. Так вот, именно на этой-то остановке наша центровская гопота постоянно "искала приключений". Схема была очень проста: наши гопы атаковали какого-нибудь своего "брата по классу" из другого района, затем вели его во двор кинотеатра (в те годы этот двор был далеко не такой ухоженый, как в наше время), и, вломив гопнику из другого района пиздюлей по шее, предлагали "забить стрелку" на этом же месте. Затем победители направлялись на одну из "кухонь", и, выловив кого-то из малышей, отправляли по другим "точкам сбора" с сообщением, что сегодня или завтра в такое-то время за "Гигантом" назначена "махаловка" с какими-нибудь "синюхинскими", или "ново-ленинскими", или "лисихинскими",или ещё какими-нибудь... Сотовых телефонов в те годы не существовало - вот нам, малышам, и приходилось выполнять роль "средств связи".

А к назначеному часу малышей высылали во двор кинотеатра "на разведку". Это была самая настоящая разведка: собравшимся на "кухнях" "старшим товарищам" нужно было не только сообщить, что "противник прибыл", но и доложить о количестве прибывших, об их возможном вооружении... А потом во двор кинотеатра "Гигант" с трёх сторон, перекрывая все три выхода, входили "основные силы" - и начиналась... нет, даже не драка - битва.

Чтобы было ясно, что же там происходило, приведу лишь одну характерную деталь: всякий раз, когда милицию вызывали, чтобы разнять потасовку, во двор кинотеатра прибывало три-четыре экипажа - и всякий раз товарищи милиционеры не спешили ввязываться в драку: они просто дожидались, когда из толпы дерущихся выбросят того или иного бойца с разбитым лицом или головой - и только тогда подхватывали пострадавшего, волокли его в "стакан" и везли в райотдел. А остальные оставались ждать, покуда не вылетит из толпы следующий "пассажир".

Помню, мы, младшие - человек десять или двенадцать - стояли тут же, и наблюдали за дракой. Рядом стояли милиционеры ("мильтоны", или "лягашки", как их тогда называли). Водитель одного из экипажей, старшина явно пенсионного возраста (почему-то запомнилось, что он был с пышными усами) совершенно безо всякой злобы - скорее, даже с каким-то беспокойством в голосе - обратился к нам:

- А вы чего тут стоите и глазеете, ребята? Шли бы вы отсюда - а то, не дай Бог, и вам прилетит: это же - указывая на дерущихся, - нЕлюди, выродки!...

- А это
- ответил за нас молодой лейтенант, стоявший тут же, и, по видимому, бывший за старшего, - это их "волчата"! Они здесь не просто глазеют - опыта набираются! Вырастут - так же махаться в кровь будут! - и злобно глянул на нас.

Мне в ту пору было лет десять или даже одиннадцать. Конечно же, я понимал, что всё это - "не моё". Но, как известно, "с волками жить - по волчьи выть"... Ни с кем не вступая в конфликты, сохраняя со всей этой гопотой ровные, приятельские отношения, я старался как можно меньше принимать участие в этой "уличной жизни" - и у меня это получилось. Правда, этот мой нейтралитет привёл к тому, что я просто меньше стал без необходимости выходить на улицу - но мне и дома не было скучно: в конце концов, в семье была очень даже неплохая библиотека, и у меня было, чем занять свободное время. К тому же, к одиннадцати-двенадцати годам у меня появились новые хобби - аквариум и нумизматика - и, соответственно, новые знакомые. Гопники продолжали собираться в нашем дворе, продолжали устраивать свои "бои без правил" на задворках кинотеатра "Гигант", продолжали жить своей интересной и насыщеной жизнью - а я, иной раз проходя через двор, останавливался поболтать с ними, но - не более того. 

Шло время. Во второй половине восьмидесятых у некоторых из них подошёл призывной возраст - и, один за другим, они стали уходить в армию. Естественно, многие "проводины" проходили в нашем дворе - вся эта орава нажиралась неизвестно, как раздобытой водкой и портвейном - а наутро весь двор был загажен следамси гопницкого гульбища. Постепенно, в армию позабирали всех - а те, что уходили служить первыми, вернувшись, начинали изображать "взрослую жизнь": очень быстро цепляли каких-то подруг, женились, обзаводились потомством: дурное дело - нехитрое...

Кто-то из них устраивался работать в такси (почему-то у них считалось, что "такси - это круто!"), иные, не "зацепившись" нигде, уходили в криминал. Кореец Макс открыл в подвале нашего дома видеосалон - и этот-то видеосалон, очень быстро превратившийся в самый настоящий притон, сплотил, наконец, жильцов дома, которые написали какое-то коллективное письмо на имя начальника райотдела милиции с требованием принять меры и разогнать Максов "видео-притон" к чёртовой матери. Уж не знаю, принимали ли против Макса и его "заведения" какие-то репрессии, или нет - да только к концу года видео-салон закрылся, а Кореец "подсел" сначала на гашиш и "черняшку", потом на героин - а в 1998-м умер от передоза.

Примерно такая же судьба к концу девяностых постигла почти всю эту гоп-компанию: кто-то из них кончил также, как Кореец, другие отравились "палёной" водкой, ещё двое попросту утонули в Ангаре, предварительно хорошо приняв на грудь... Кто-то разбился на машине, кого-то убили в лагере, ещё кого-то подстрелили на "разборках" - а Шурик по прозвищу "Бэн" сам залез в петлю: превратившись в наркомана, он залез в долги, которые не смог отдать... Теперь никого из них и в живых-то не осталось.

Но в первой половине девяностых вся эта компания была ещё жива и здорова. Однажды, весной 1994 года они окликнули меня, когда я проходил по двору:

- Ромыч, мы слыхали, что ты теперь - Кандидат Государственной Думы? - сказано это было именно так: "Кандидат Государственной Думы".

- Не Государственной, - говорю, - а городской. И ещё не депутат, а только собираюсь, зарегистрировался для участия в выборах.

- Клёво!
- сказали гопники, - круто! Мы за тебя голосовать пойдём!

Я стал им объяснять, что проголосовать за меня у них вряд ли получится: округ, от которого я шёл на выборы, находился в другом районе города. Но они меня не слушали:

- Это... А у тебя есть эти... Ну, которые на стены лепят - как их? Афиши там, плакаты всякие?...

- Листовки,
- говорю, - есть, конечно же! Завтра из типографии забирать будем...

- Клёво!
- опять сказали гопники, - а давай мы тебе их поклеем! Ты только скажи, где клеить надо - а мы на машинах поедем и поклеем!

Отказываться было глупо, но на то, что они расклеят мои листовки, я особо не рассчитывал. Поэтому на следующий вечер, когда они - человек восемь - завалились ко мне на порог, выдал им сотню листовок - да и забыл. А через неделю мне позвонили из участковой избирательной комиссии, и выдвинули претензию: мол, мало того, что "мои" люди клеят мои листовки в совершенно чужом округе, мало того, что они демонстративно уничтожают наглядную агитацию других кандидатов (которые, к слову, ни разу мне не конкуренты, ибо идут по совершенно другим округам) - так они ещё и запугивают тех, кто на этих кандидатов работает: кому-то даже нож показали... До сих пор не могу понять, как после всего этого меня вообще не сняли с выборов.

А в день голосования гопники устроили попойку в нашем дворе. Как выяснилось, по мою честь: они пили "за клёвого пацана Ромыча!"

- Мы все голосовали за тебя! И карифанам всем тоже сказали, чтобы за тебя голосовали! - рассказывали они мне потом, - там, в бумажке этой, твоей фамилии почему-то не было написано - так мы сами тебя там вписывали, и голосовали!...

Знакомый, работавший на одном из избирательных участков Центра, спустя некоторое время рассказывал мне, что среди испорченых бюллетеней, которые комиссия забраковала, ровно полсотни было испорчено тем, что на них была выведена моя фамилия. Признаюсь: мне от этой популярности в среде околокриминального гоп-элемента сделалось не по себе...    

Date: 2012-10-09 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] joeck-12.livejournal.com
я жила в рабоче-пролетарском районе, и у нас было несколько "зэковских династий". Мой одноклассник (ныне покойный) был из такой семейки. Вся семья за одним столом никогда вместе не собиралась, потому что всегда кто-то из семьи (отец и/или сыновья) мотали срок.
И одноклассник пошел по их стопам - сначала на "малолетку", а потом на взрослую зону...Выходил на пару месяцев и снова садился...

Сейчас никого из семьи нет в живых - ни братьев, ни родителей. Наркота, тубурекулез, поножовщина...Была семья, и нет семьи. Квартира государству отошла.

Date: 2012-10-09 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Наркота, туберкулёз, поножовщина... Пьянки, тюрьма, зона. И - нет никого. Не считайте меня жестоким циником - но, может быть, это и к лучшему? Согласитесь: ведь никакого достойного потомства эти люди воспитать уже не в состоянии.

Сейчас ругают на все кости "шальные девяностые": именно в эти годы они увлечённо отстреливали друг дружку. Но факт остаётся фактом: притоны исчезли, целые злачные районы исчезли. Вечерами по улицам стало безопасно ходить.

Я сейчас живу в одном из районов старого Центра, в котором лет двадцать назад и днём-то появляться было опасно - а сейчас наша улица считается одной из элитных... Я ничего такого не хочу сказать - но, может быть, так и нужно было, чтобы эта часть общества сама избавилась от себя?

Date: 2012-10-09 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] annushka111.livejournal.com
Слушай, я жила во дворе будущей "Ромашки", но никакой "кухни" и сбора гопников там не помню. "Своих" так точно не было. Может, пришлые какие? По крайней мере, до 86-го года. После я во дворе уже досуг не проводила. Потом была у нас одна пьющая компания, но они были совсем не агрессивные, скорее, тихие алкаши.
А так, да, я хорошо помню, времена "куфаечников". Даже девочки должны были знать несколько волшебных имен, которые надо было называть, доказывая, что ты из Брода.

Date: 2012-10-09 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Анюта, м. б., я не совсем точно указал место: "Кухня №2" располагалась в той части двора, что примыкала к гастрономическому магазину. Не исключено, что они там тусовались в подсобках, или в подвале (в 1991-92 годах мой друг арендовал в одном из тамошних подвалов офис, и рассказывал, что до них в этом подвале был самый форменный притон).

А того, что и девочек всё это каснулось, я ничуть не удивляюсь: всё это было настолько рядом с нами, что, не зная тех же "волшебных имён", было просто не выжить. Вот до сих пор помню, что в вашем дворе таким "волшебным" было имя некоего Витязя...

К слову: в этом же дворе жили мои одноклассницы по одиннадцатой школе - Наташа Сдобнова и Анечка Гурулёва. Вот их-то ты должна знать :)

Date: 2012-10-09 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] annushka111.livejournal.com
А, ну да, в ту, "гастрономическую" часть мы не заглядывали.
Конечно, я знала Наташу. А Аня до сих пор - моя близкая подруга, хотя она уже больше 20 лет живет в США. Когда приезжает, всегда видимся.

Date: 2012-10-09 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
О том, что Анюта в США живёт, мне Альберт Семёнович говорил - а вот о том, что вы с ней дружите, я не знал. При случае, передавай ей поклон от меня.

Date: 2012-10-09 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mata-ariki.livejournal.com
Нормально. Я среди этой публики рос. Потрясающая у людей воля была к само- и все-разрушению. Особо волевые к 16-ти уже допивались до местного дурдома, о чем с гордостью рассказывали потом- как пялили "дурочек" за водку санитарам, какие там котлеты по-киевски.

В школе, кстати, процветал рэкет, трясли деньги прямо на пороге: на опохмел, "на зону пацанов греть", и пр. уважительные причины. Учителя и пр. активисты их боялись.

Date: 2012-10-10 04:03 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Нет, у нас школе на "общак" ещё не трясли. Это началось уже после нас, где-то в середине 90-х. А вот насчёт воли к саморазрушению и всеразрушению - совершенно справедливо! Помню, как они рассказывали мне, как это клёво - сначала "дунуть" под пивко, потом "заполировать" водочкой, ещё раз "дунуть" - и гонять на тачке! Ну, и двое догонялись...

Date: 2012-10-10 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] mata-ariki.livejournal.com
У нас трясли сколько помню. Сильны были пролетарские традиции в городе. Целые трудовые династии на этом выросли. Папка на строгаче, мамка на общей, один сынок на малолетке. Второй, кровиночка, помогает как может.

Date: 2012-10-10 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Понятно ))) У нас, слава Богу, с этим не так: город достаточно "смешаный", пролетариата особо много никогда не было. Но есть такое предместье Рабочее - это да!!! Там до сих пор и "частный сектор" вперемежку с бараками, и "трудовые династии" ещё с конца 19 века. И СИЗО-1, кстати, там же рядом )))

Date: 2012-10-12 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] iramerc.livejournal.com
Не знаю куда относится 1 Советская в частности район 23 школы но у нас постоянно были разборки наших старших (16-17 летних) с Иватушниками, иногда доходило до стрельбы со стороны внутренних органов, так же возле моего дома дома был небольшой барак на три семьи и во дворе столик со скамейками за которым мы проходили блатные университеты (учились играть в карты, храп, бура) от жильцов одного семейства с данного барака, замечательное семейство было три брата погодки, старший сидел 15-ку его не видели а два вторых как в "Джентльменах удачи" украл выпил в тюрьму романтика. Вот они и учили между отсидок. Но слава богу с моих дворовых не кто не присел, и еще что интересно сосед этих братьев пошел служить в милицию и дослужился до начальников Октябрьского РОВД. Все это происходило в так называем конце застоя. А в начале 90-х я немного пообщался с Вашими Бродовскими как они говорили с района 30-ки К.М. Ленчик, Вовчик, общение происходило в Баньке, в Театральном (угол Ленина и К.М.) и иногда в кофешках Интуриста (благо в те годы их было много и можно было спокойно перемещаться по всему Интуристу)в те годы Интурист славился настоящим кофе и благородными напитками, общение было мирное даже можно было сказать дружеское. А интересы у них были кого постричь из лохматых и пощипать по мелочи.

Date: 2012-10-12 02:42 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
"Тридцатка" на К.М. всегда славилась :) Помню и Баньку, и Театрашку, и интуровские бары. Мы там однажды сидели с какими-то бандитами: сначала всё спокойно было, а потом у одного из них из-под куртки "ствол" вывалился на пол - те ещё ощущения... А в Театральном иной рах и небезопасно сидеть было: гопы там частенько провокации "лохам" устраивали напредмет мордобоя и грабежа.

Кстати: у Вашего района было какое-нибудь сленговое название, неформальный топоним? Просто для истории спрашиваю.

Date: 2012-10-12 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] iramerc.livejournal.com
я же в начале написал не знаю сленгового названия. А насчет оружия есть интересные воспоминания: был один фарцовщик (Жак не кличка фамилия) знакомый жил на 30-ки мы к нему в середине 80-х частенько захаживали так вот когда пошли первые баллоны (газовые) он на себе пробовал, а один раз был кокой то сходняк в сауне Интуриста между старой шпаной и форцами там участвовал мой тоже старый знакомый не буду писать кто его убили в 2008г. так вот шпана за газавые стволы, а он из за пазухи настоящий узи и в стенку только кафель полетел. Но разошлись при своих интересах, а администрации отстегнули на ремонт и молчание.

Date: 2012-10-12 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Жака знаю :) И про эту стрельбу тож слыхал - только не помню, от него, или ещё от кого. Где он сейчас, кстати? Вроде, говорили, что в Штатах?...

Date: 2012-10-12 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] iramerc.livejournal.com
Насчет Жака информация по прошлому году что проживает в доме №5 ул.Красного Восстания, тоже не хилый дом как и 30-ка, развелся и давно не удел. Насчет попить коньяка пока не как не срастается младший ходит во 2-ий класс новой 23 школы у них сейчас шестидневка и по субботам с первой смены и у супруги субботы рабочие. Но предложение очень заманчивое так что буду изыскивать возможность и обязательно состыкуемся.

Date: 2012-10-12 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Хм... Интересно. Мне говорили, что он эмигрировал. Я эту информацию понёс дальше: Олежек звонил из своего Парижа, хотел Жака разыскать - а я ему сказал, что тот, по слухам, в Нью Йорке...

Дом на Кр. Восстания очень хорошо знаю: там у меня когда-то друзья жили. Помню, году в 1989-м мы выстакили на подоконник колонки и запустили пластинку с речью Брежнева на 45 об/мин. Впечатление было, что пьяный председатель колхоза читает доклад о текущем моменте. Внизу под окном толпа собралась, люди веселились ))

Ну, а насчёт пересечься и повспоминать прошлое за бутылочкой коньяка - я думаю, спишемся и созвонимся. Замечено: если старые знакомые нашлись через Интернет, то они, как правило, не теряются.

Date: 2012-10-12 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] iramerc.livejournal.com
Можно на ты? Я тебя помню по этим заведениям, и кличка прошу прощения у тебя была если не ошибаюсь "Князь"? Еще у нас был прикол ходить в Драмтеатр не на постановки а в буфет пить нормальный коньяк, когда в Баньке надоедала Плиска и Сланчев бряг и еще в Баньке были не удобки с туалетом приходилось бегать в управление ВСЖД.

Date: 2012-10-12 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
На "ты" - нельзя, пока не состыкуемся, не вспомним друг друга и не выпьем коньяка. А уж потом решим, на "ты" или на "вы", угу?

Не помню, кстати, в Драмтеатре нормального коньяка. У Эльвиры Михайловны в ВТО был "Наполеон" и неплохие коньяки - туда и ходили с Гедзевичем, с Баймашевым и с Соколом, было дело...

А как насчёт сегодня за коньяком посидеть? Звони(те).
(deleted comment)

Date: 2012-10-17 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Не "человек и пароход", а "раздолбай и расп**дяй" )))
(deleted comment)

Date: 2012-10-17 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Во-первых, никого ни с кем не спутали: я - это я, Князев - это Князев, меня точно так же называли Князем, но по иной причине, нежели Антона.

Ну, а гордиться тем, что Вы меня с Антоном спутали... Не дай, Боже, дожить до такого! )))

P.S. Привет ему, кстати.
(deleted comment)

Date: 2012-10-17 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Вряд-ли он меня с Антоном спутал. Говорю же, и Антона, и меня знали в те годы именно под таким "ником", но никто нас тогда не путал ;-) Да и сейчас не путают.

Написать, что ли, про Антона? Про него мно-ого весёлых историй вспомнить можно! А с Одиноким Вы, часом, не знакомы? Тоже, можно сказать, друг юности...

Date: 2012-10-18 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Да, господа, на ваш ностальжи тур по злачным местам города Иркутска, не ровен час сценаристы с НТВ, как мухи на «оно» потянуться. Впрочем, если имена и явки знакомы лишь коренным иркутянам, то тема и модель, предложенная автором, универсальны до боли. Ну, да, сегодня кое-кто из былых «легендарных раздолбаев», крутит себе гаечки, где-нибудь в смотровой яме и благодарит судьбу за то, что отскочил вовремя. Но не о том песня…
Читая, почему-то вспоминается « Американка»( http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/210/annot/). Нормальный такой фильм снял Месхиев про быт и нравы времен «развитого социализма». Время немного другое, раньше лет на 8 - 10, чем у автора, но колорит тот же. Я сам, застал эпоху джинсов-клеш, патлов (директоров школ с ножницами), воротников рубашек, поверх пиджаков… К бритым черепам до сих пор испытываю стойкую неприязнь. Умом понимаю – прическа на чужой голове – не мое дело. И, тем не менее, в сердце ли, в душе стойкая связь – бритая голова – символ неблагополучия. Месхиев, однако, поскромничал. Не стал добивать тех, кто сегодня вопит о том, что в союзе куда ни плюнь – сплошь святость и непорочность. От себя добавлю: в 70-е, любой тринадцатилетний знал о свободно продающемся пятновыводителе, который если плеснуть на носовой платок и поднести к носу… Или о способе получения спиртосодержащего зелья из популярного клея БФ. Пробовали практически все. Разница лишь в том, что большинству для удовлетворения любопытства хватало разового опыта, а некоторые задерживались в долгосрочных дружеских отношениях с пороком. Но, и не на этом я хочу заострить внимание.
У автора довольно колоритно описано неотъемлемое явление советских и постсоветских лет – массовые битвы – «махаловки». Самое интересное в них то, что коллективная агрессия носит совершенно не мотивированный характер: нет трофеев, территориальных завоеваний (границы районов не сдвигались вследствие победы одной из сторон), не берут пленных, дани, не навязывают проигравшей стороне грабительских договоров. И, тем не менее, бьются. Просто так, ради самой битвы. Не только обитатели разных городских районов, но и, к примеру, студенты «на картошке» - с деревенскими, командированные - с местными, новостроевские - с коренными , гражданские – с военными… Возникает вопрос: а что за зверь такой - эта массовая немотивированная агрессия в основу которой положен принцип элементарной не идентичности, и почему она так прочно укоренилась на нашей родной российской почве?
Как ни банально звучит, обвинять буду ленинистов. Давайте немного в истории покопаемся. С первобытным троглодитом вроде все ясно – не стесненный законами и понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо, ведомый животными законами естественного отбора, по праву сильного тюкал дубинкой в темя и отбирал лучший кусок или занимал самую уютную пещеру. Убивал ли просто так? Сказать сложно. Перенесемся чуть позже – племя, род. Вот здесь как раз, мы встречаем массу описанных случаев, когда жизнь двоих, случайно встретившихся на узкой тропе, с момента идентификации принадлежности друг друга к разным племенам, зависела исключительно от силы и точности брошенного копья или скорости пущенной стрелы. Можно было просто разойтись и каждому в отдельности продолжить свой путь. Но встреченный был не наш, не такой, как мы, не с нами, а значит, против нас (знакомые слова, не правда ли?). У Льва Гумилева встречаем подтверждение – в одной из книг он пишет о том, что многочисленные названия индейских и прочих первобытных племен на разных континентах, есть не что иное, как слово – враги, произнесенное на языках их соседей. Святой обязанности защищать родину или охранять границы не было, вследствие отсутствия государственности и самих границ. Да и привязанность к определенной территории была весьма условной. Крайне малая плотность населения не позволяет говорить и о хроническом недостатке ресурсов. И, тем не менее, племена усердно крошили друг друга.

Date: 2012-10-18 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Двигаемся дальше. Нравится кому или нет, но именно появление государственности дало колоссальный толчок к развитию права, а зарождение религий, в последствие ставших мировыми – заложило основы современной общечеловеческой морали. Думаю, не погрешу против истины, если выскажу мысль: параллельно научно-технической, двигалась и другая цивилизация – гуманитарная. Право и мораль, мораль и право, рука об руку, люди, живущие в разных землях и разговаривающие на разных языках, учились договариваться и находить компромиссы. Столетиями человечество проходило процесс обучения сосуществованию. Пусть меня пугают самыми жуткими примерами из истории, но даже в эпоху феодальной раздробленности междоусобную войну нельзя было начать просто так, без веской причины и цели, направленной на устранение причины.
А затем пришел товарищ ленин со своим презрением к компромиссам. Объявил парламентаризм соглашательством и отказал в праве на существование любым альтернативам. По сути, остановил поступательный ход той самой – гуманитарной цивилизации. Думаю, не стоит подробно об известном.
Возвращаясь к сути вопроса, мне могут справедливо возразить – в старой дооктябрьской России ведь тоже случались массовые мордобои. Верно. Были стычки «стенка на стенку». Но если мы попробуем отыскать описание их сцен в литературе или кинематографе, натолкнемся на немаловажную деталь – как правило, подобные битвы случались в зимнее время. Почему – ответить не сложно. Участниками побоищ были исключительно лица без определенных занятий, летом батрачившие на селе или погрузке барж, а зимой, когда реки вставали, и сельхоз работы прекращались, массово скапливающиеся в так называемых рабочих слободках, близ крупных городов в поисках случайных, не требующих особой квалификации, заработков. По сути, это были всем известные гетто. И как можно не винить тех, кто способ существования купированной в гетто быдломассы сделал всенародным достоянием?
Забавно. Не так давно, один мой собеседник (мужчина под 50, из работяг, но не пропащий – семья, дети, жена прокурор), ссылаясь на соответствующую сцену в «Сибирском цирюльнике», настойчиво доказывал мне, что спонтанные массовые драки – неотъемлемая часть русской культуры, предмет особой гордости каждого истинно русского. Как самовар и матрешка. По его твердому убеждению, мы – русские, тем и отличаемся от запада, что не можем жить рационально, не понять нас умом, для настоящего русского, дать и получить по морде, такой же кайф, как, например, в баньке попариться.
Небольшой экскурс, для сравнения. В 90-е был у меня белорусский знакомый, обладатель солидной спутниковой тарелки (из Италии привез), которую приводимый с пульта дистанционного управления электродвигатель, в секунды разворачивал на разные спутники. Мы, бывало, собирались у него по вечерам, посмотреть за кружкой пива знаковый футбольный матч и пообщаться на разные темы. Они с другом провели в этой самой Италии некоторое время, достаточное для того, чтобы познать быт и нравы страны. Причем, быстро насытившись знакомством с достопримечательностями, придумали для себя особую фишку – переезжая из города в город, углубляться в жилые кварталы, знакомиться, пить вино и общаться с местным населением. По его рассказам, даже на овеянном мафиозными легендами юге страны, он не то, что не сталкивался с аналогами нашей гопоты, но и наблюдал невероятное: если, вдруг, и случались редкие конфликты между мужчинами, то заканчивались они, как правило, разговорами на повышенных тонах, сопровождаемыми обильной жестикуляцией. Но чтобы кто-то кому-либо бил морду и, тем более, калечил?! Причем, выращенному на отечественной почве, ему была особенно удивительна внутренняя убежденность итальянцев – раз это противозаконно де-юре, значит и неприлично де-факто.

Date: 2012-10-18 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] hystrix-14.livejournal.com
Вернемся к нашим баранам. Может Иркутск и стал более элитным и безопасным чем ранее(в глубинах памяти зудит воспоминание об однажды увиденном новостном ролике о двух иркутских уркаганах, сыгравших партию в карты на жизнь первого встречного парня с мелированными волосами), но в Забайкалье подобного прогресса не наблюдается. Видимо, региону суждено на долгие годы оставаться заповедником уголовной субкультуры. 2010-й, август, зверское убийство байкера-путешественника Алексея Барсукова, более известного под псевдонимом Леха Скутт. Мотоцикл и вещи пострадавшего, сожжены злодеем, как и тело самого Алексея. 2010-й, октябрь, нападение на испанского туриста Сальва Родригеса, примерно в те же дни в больницу Хилка в бессознательном состоянии доставлен француз Гвендаль Гэри. Май, 2012-го, с 30-ю ножевыми ранениями, обнаружено тело японского байкера Коити Онита. Мотоцикл, деньги, документы и личные вещи убитого остались не тронутыми. Новостные читинские сайты, едва ли не каждую неделю пестрят сообщениями о нападениях и немотивированных убийствах таксистов – труп, брошенная или сожженная машина. Список можно продолжать очень долго. Во времена, описываемые автором, наши спецы, работавшие в странах Азии и Африки, бывало, рассказывали о том, что мы, собственно, по уровню жизни не слишком оторвались от этих стран. Сегодня есть масса сравнительной статистики в разных областях. Но есть ли подобные данные по немотивированной спонтанной агрессии? Хотя бы статистика преступлений, связанных с её проявлением. По стране и миру. Чтобы можно было взглянуть, сравнить и определить свой истинный коэффициент дикости. Чтобы поднести зеркало к безумновосторженному рылу под лозунгом «бухаем, режем, морды бьем и потому мы лучшие на свете, а кто не согласен – бьем, режем и т.д.

Date: 2012-10-18 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
М-да... Так сразу же и ответить трудно... Мне вот что думается: все эти "махаловки" - это интуитивный, неосознанный спосов выплеснуть не только свою агрессию, но и неудовлетворённость жизнью. Ну - НЕ БЫЛО в совецком союзе никакого "рая земного"! Было хамство - от продавщицы в магазине, от переполненых автобусов - и до любых начальников, "по-отечески" крывших матерком. Было раздражение всех всеми и всем. Вот и выплеск "негатива" в виде разбивания чужих морд. Плюс - то, о чём я писал в предыдущем комментарии на другой страничке: лучших извели - остались худшие. И не просто остались - этих-то худших стали развращать: сначала ленинцы тивердили им, что они - не быдло, а "гегемоны, сжимающие в мозолистых руках..." и прочая "краса и гордость революции". Потом - товарищ сталин с его разжиганием русского национализма - разжиганием именно среди того же быдла: "ты - русский! ты - трудящийся! ты - пролетарий, воин-освободитель, создатель материальных благ, хлебороб-кормилец и т. д.! А он - жид пархатый, и у тебя есть полное моральное право сломать об его кучерявую голову его же скрипочку и его же шахматную доску! Потому, что он - интеллигент-хлюпик, умник очкастый, а ты - ты пол-Европы на карачках прошагал, тебе можно!" Вот что такое, в частности, сталинизм, и шире - современный совково-"русский" национализм: священное право гордиться своим дерьмом. Возвеличивать это дерьмо только потому, что "оно - наше!" И бить морды тем, кто не согласен с этим.

Вновь хочу сказать: народу, застрявшему в своём развитии в семнадцатом веке, с 1917 года постоянно внушали, что ему "всё позволено" - и параллельно гнобили на каждой ступени социальной лестницы. Вчера, что ли, подменили Право "понятиями"? Ничего подобного! - Право подменили "классовой моралью" ещё в 1917 году. А суть этой "классовой морали" - унижение всякого, кто хоть чуть отличается в лучшую сторону, возведение в культ хамства и грубой силы. Так чего мы хотим теперь?...

Про убийства путешественников в Забайкалье мне известно. Действительно, у вас там совершенно какая-то своя субкультура сложилась. Даже ближайшие ваши соседи, иркутяне, это отмечают. Есть это, есть... Почему - не знаю. Думаю, из-за определённой концентрации "откинувшихся" именно в Забайкалье. Другого объяснения не нахожу. Хотя - что греха таить? - где-нибудь в Тулунском или Нижнеудинском районе Иркутской области - примерно та же картина.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] hirelingofnato сослался на вашу запись в записи «Пример российского патриотизма» в контексте: [...] хочу нагнетать страсти, но мне страшно: гопницкий беспредел восьмидесятых я помню достаточно хорошо [...]

Date: 2015-04-25 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] pink-reporter.livejournal.com
У нас в первомайском этой гопоты было просто завались. Наверное группировок 20 было точно... Наш двор (21ый дом) относился к нейтральной территории, а вокруг - американцы, афганцы, шалуны, спецшкольники, кишлаки и т.д
И судя по событиям на день Святого Патрика 2014, на окраинах мало что меняется

Date: 2015-04-25 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] dneprovskij.livejournal.com
Первомайский?... Гришку Лоскутова там не знали? Одноклассник наш бывший. Вроде, пару раз за убийства сидел. Вроде, от наркоты загнулся... Колоритный гопник был! :)

А в РФ не только на окраинах, но и везде почти ничего не меняется: все эти "сто тридцатые кварталы", памятники кошкам и туристам, точно так же, как и гаджеты, интернет, пармезан, фуа гра и поездки на Бали - это всё очень тонкий слой, вроде ряски на озере. А под ним - стоячая вода, гниль и мрак.

Profile

dneprovskij: (Default)
dneprovskij

April 2021

S M T W T F S
    123
45678910
1112 1314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2025 12:48 am
Powered by Dreamwidth Studios